Станислав Жуковский
Годы жизни: 25 мая 1873 - 1944
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Художник
Содержание
Станислав Жуковский — русский художник с польскими корнями. Он писал пейзажи с видами старинных дворянских усадеб и интерьеры помещичьих домов. А после революции 1917 года Жуковский вошел в комиссию по сохранению культуры и памятников. Он смог спасти многие произведения искусства от разрушения и отправить их в музеи.
Ученик Леонида Пастернака и Исаака Левитана
Станислав Жуковский родился в 1873 году в имении Старая Воля неподалеку от села Ендриховцы Гродненской губернии, которое в то время входило в состав Российской империи. Отец художника, Юлиан Жуковский, происходил из польских дворян, однако его лишили сословных прав и владений за участие в Польском восстании в 1860-е годы. Семья Жуковских покинула Польшу и жила в Старой Воле уединенно. Мать Станислава Жуковского, Мария Вержбицкая, получила образование во Франции. Она посвятила себя воспитанию детей: занималась с ними иностранными языками, музыкой и рисованием.
Станислав Жуковский учился в реальном училище в городе Белосток Гродненской губернии. Его наставником стал молодой преподаватель Сергей Южанин, выпускник Строгановского училища. Южанин учил Жуковского рисовать, а позже посоветовал развивать творческие способности и продолжать образование в области искусства. Отец Жуковского был категорически против: он считал профессию художника неподобающей для аристократа. Юноша разорвал с ним отношения и против его воли уехал в Москву. В 1892 году он поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества.
Станислав Жуковский учился сначала у Леонида Пастернака, затем в натурном классе у передвижника Абрама Архипова и у жанрового живописца Константина Савицкого. Когда в училище пришел пейзажист Исаак Левитан, Жуковский занимался в его мастерской. Педагог внимательно изучал работы студента и положительно о них отзывался. В 1895 году Жуковский создал полотно «Лес. Папоротники. Закат». Лирическое настроение этой картины во многом созвучно пейзажам Левитана.
Первые работы Станислава Жуковского на выставке в учебном заведении имели успех. Он стал участвовать в конкурсах, а также показывать холсты на экспозициях вне стен училища, в том числе на вернисажах передвижников. Публика и художественные критики положительно отзывались о его картинах. На одной из выставок его полотно «Весенний вечер» увидел и купил для своей галереи коллекционер Павел Третьяков.
В 1900 году Жуковский представил на выставке передвижников картину «Лунная ночь». На зимнем пейзаже художник изобразил старый дом, освещенный ярким лунным светом. За это полотно в Училище живописи ему присудили большую серебряную медаль. «Лунную ночь» приобрела в свою коллекцию Третьяковская галерея.
Модный пейзажист
Вскоре после окончания училища Станислав Жуковский стал популярным живописцем, его картины покупали по высоким ценам. Он много работал и быстро писал. На вырученные от продажи картин средства в 1906 году Жуковский открыл студию живописи и рисования в Москве. Она стала популярной, здесь занималось много студентов, в том числе поэт Владимир Маяковский.
На стиль Жуковского-пейзажиста повлиял импрессионизм — направление в искусстве конца XIX — начала XX века. Художники-импрессионисты стремились запечатлеть на картинах мир в его изменчивости, передать мимолетные впечатления от увиденного. В своих полотнах Жуковский использовал приемы пленэрной живописи, он много писал с натуры. Картины художника наполнены светом и воздухом, для них характерен плотный, динамичный мазок. Он часто изображал переходные состояния природы и освещения: сумерки, утро на рассвете, осенние пейзажи. Одной из главных тем его пейзажей была весна, первые лучи теплого солнца, первые цветы.
В 1910-х картины Жуковского раскупали в числе первых. Он часто участвовал в выставках в России и за рубежом — в Мюнхене, Венеции, Риме. Живописец входил в художественные объединения: Союз русских художников и Товарищество передвижных художественных выставок. В 1910-х годах он отправился в путешествие по Европе, посетил Швейцарию, Германию, Францию и Италию. Из поездки Станислав Жуковский привез много этюдов, которые представил на выставках передвижников и Союза русских художников.
Ностальгия по старинным усадьбам
В 1910-х в творчестве Жуковского появилась новая тема — интерьеры старинных усадеб. Художник путешествовал по средней полосе России и посещал дворянские имения. Он писал помещичьи дома с просторными комнатами и богатым убранством, а также окружавшие их сады и парки. К этому периоду относятся картины «Интерьер библиотеки в помещичьем доме», «Поэзия старого дворянского гнезда» и многие другие. Колорит полотен стал ярче по сравнению с ранними работами, произведения отличала декоративность. На холстах он писал интерьеры вместе с природой: сквозь окна открывались виды на сады и парки, на столах и на окнах Жуковский изображал цветы. Также мастера интересовала усадебная архитектура в разное время года. Он создавал зимние пейзажи, писал усадьбы ранней весной и поздней осенью.
В интерьерах Жуковского запечатлен декоративный ансамбль вещей во взаимосвязи со всем окружением. Художника интересуют комнаты, обставленные мебелью красного дерева в стиле ампир, украшенные старинными портретами начала XIX столетия.
Михаил Горелов. «Станислав Юлианович Жуковский. Жизнь и творчество»
В 1916 году художник жил в Брасово, в имении великого князя Михаила Романова, младшего брата императора Николая II. Усадьба располагалась в живописных местах на Брянщине. Жуковского пригласила супруга князя Наталья, чтобы он запечатлел интерьеры дома. Здесь он написал цикл работ, в него вошли «Гостиная в усадьбе Брасово», «Комната в имении Брасово», «Имение Брасово» и многие другие. Интерьеры на полотнах наполнены элементами быта, типичными для дворянских кругов: на стенах висят портреты в позолоченных рамах, в комнатах стоят вазы и старинная изысканная мебель.
Станислав Жуковский часто бывал и работал в Тверской губернии. В усадьбе Островки он несколько лет снимал дом, где проводил время с ранней весны до поздней осени. Помимо интерьеров, он по-прежнему писал пейзажи. Живописец продолжал традиции лирического пейзажа, которые заложил художник Алексей Саврасов и которым следовал учитель Жуковского Исаак Левитан.
Революция и отъезд в Польшу
После революции Станислав Жуковский входил в различные комиссии по вопросам сохранения культуры и памятников. В их составе он посещал усадьбы, в том числе и те, которые раньше запечатлевал на своих полотнах. При новой власти имения приходили в запустение и разрушались, помещичьи дома грабили. Жуковский описывал внутреннее убранство дворянских домов и определял произведения искусства, которые следовало передать в музеи. Благодаря его заступничеству некоторые усадьбы удалось сохранить от разграбления. При его участии имение Кусково графов Шереметевых получило статус музея.
Художник продолжал писать картины. В начале 1920-х он уехал в Вятку. В этом городе Жуковский провел выставку, где показал больше 40 новых полотен. Картины тепло приняла местная публика, на выставке побывали тысячи посетителей. В 1921 году он представил те же произведения в Москве — их подвергли осуждению. Художественные критики негативно оценили творчество живописца: полотна о дворянском быте не соответствовали темам нового революционного искусства.
Жуковский решил покинуть Россию и в 1923 году уехал в Польшу. В Варшаве он много писал и участвовал в выставках, с середины 1920-х входил в Краковское общество друзей изящных искусств «Про арте». В конце 1920-х его картины экспонировались в Париже, Копенгагене и Варшаве. Жуковский поддерживал в Европе отношения с русскими художниками — Константином Коровиным, Николаем Богдановым-Бельским и другими. Он продолжал преподавать, открыл частную школу живописи. В 1930-е мастер по-прежнему писал пейзажи, участвовал в коллективных выставках и проводил персональные. Его картины приобретали польские музеи: Национальный музей Варшавы, художественная галерея Кракова и многие другие.
В 1944 году Станислава Жуковского, который находился в Польше, оккупированной фашистами, арестовали, он попал в концлагерь «Прушков» недалеко от Варшавы, где погиб в 1944 году. Художника похоронили в братской могиле вместе с другими узниками лагеря.
В публикациях
Смотрите также