Станислав Жуковский

Годы жизни: 25 мая 1873 - 1944
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Художник
Содержание
Станислав Жуковский — русский художник с польскими корнями. Он писал пейзажи с видами старинных дворянских усадеб и интерьеры помещичьих домов. А после революции 1917 года Жуковский вошел в комиссию по сохранению культуры и памятников. Он смог спасти многие произведения искусства от разрушения и отправить их в музеи.

Ученик Леонида Пастернака и Исаака Левитана

Станислав Жуковский. Лес. Папоротники. Закат (фрагмент). 1895. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Станислав Жуковский. Весенний вечер (фрагмент). 1896. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск
Станислав Жуковский. Лунная ночь (фрагмент). 1899. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Станислав Жуковский родился в 1873 году в имении Старая Воля неподалеку от села Ендриховцы Гродненской губернии, которое в то время входило в состав Российской империи. Отец художника, Юлиан Жуковский, происходил из польских дворян, однако его лишили сословных прав и владений за участие в Польском восстании в 1860-е годы. Семья Жуковских покинула Польшу и жила в Старой Воле уединенно. Мать Станислава Жуковского, Мария Вержбицкая, получила образование во Франции. Она посвятила себя воспитанию детей: занималась с ними иностранными языками, музыкой и рисованием.
Станислав Жуковский учился в реальном училище в городе Белосток Гродненской губернии. Его наставником стал молодой преподаватель Сергей Южанин, выпускник Строгановского училища. Южанин учил Жуковского рисовать, а позже посоветовал развивать творческие способности и продолжать образование в области искусства. Отец Жуковского был категорически против: он считал профессию художника неподобающей для аристократа. Юноша разорвал с ним отношения и против его воли уехал в Москву. В 1892 году он поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества.
Станислав Жуковский учился сначала у Леонида Пастернака
, затем в натурном классе у передвижника Абрама Архипова и у жанрового живописца Константина Савицкого
. Когда в училище пришел пейзажист Исаак Левитан
, Жуковский занимался в его мастерской. Педагог внимательно изучал работы студента и положительно о них отзывался. В 1895 году Жуковский создал полотно «Лес. Папоротники. Закат». Лирическое настроение этой картины во многом созвучно пейзажам Левитана.
Первые работы Станислава Жуковского на выставке в учебном заведении имели успех. Он стал участвовать в конкурсах, а также показывать холсты на экспозициях вне стен училища, в том числе на вернисажах передвижников. Публика и художественные критики положительно отзывались о его картинах. На одной из выставок его полотно «Весенний вечер» увидел и купил для своей галереи коллекционер Павел Третьяков
.
В 1900 году Жуковский представил на выставке передвижников картину «Лунная ночь». На зимнем пейзаже художник изобразил старый дом, освещенный ярким лунным светом. За это полотно в Училище живописи ему присудили большую серебряную медаль. «Лунную ночь» приобрела в свою коллекцию Третьяковская галерея
.

Модный пейзажист

Станислав Жуковский. Ясная осень. Бабье лето. 1899. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Станислав Жуковский. В мае (фрагмент). 1899. Костромской государственный объединенный художественный музей, Кострома
Станислав Жуковский. Лесная дорога (фрагмент). 1900-е. Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Переславль-Залесский, Ярославская область
Вскоре после окончания училища Станислав Жуковский стал популярным живописцем, его картины покупали по высоким ценам. Он много работал и быстро писал. На вырученные от продажи картин средства в 1906 году Жуковский открыл студию живописи и рисования в Москве. Она стала популярной, здесь занималось много студентов, в том числе поэт Владимир Маяковский
.
На стиль Жуковского-пейзажиста повлиял импрессионизм — направление в искусстве конца XIX — начала XX века. Художники-импрессионисты стремились запечатлеть на картинах мир в его изменчивости, передать мимолетные впечатления от увиденного. В своих полотнах Жуковский использовал приемы пленэрной живописи, он много писал с натуры. Картины художника наполнены светом и воздухом, для них характерен плотный, динамичный мазок. Он часто изображал переходные состояния природы и освещения: сумерки, утро на рассвете, осенние пейзажи. Одной из главных тем его пейзажей была весна, первые лучи теплого солнца, первые цветы.
В 1910-х картины Жуковского раскупали в числе первых. Он часто участвовал в выставках в России и за рубежом — в Мюнхене, Венеции, Риме. Живописец входил в художественные объединения: Союз русских художников и Товарищество передвижных художественных выставок. В 1910-х годах он отправился в путешествие по Европе, посетил Швейцарию, Германию, Францию и Италию. Из поездки Станислав Жуковский привез много этюдов, которые представил на выставках передвижников и Союза русских художников.

Ностальгия по старинным усадьбам

Станислав Жуковский. Усадьба зимой (фрагмент). 1904. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск, Республика Беларусь
Станислав Жуковский. Интерьер библиотеки помещичьего дома. 1910-е. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
Станислав Жуковский. Белый дом. 1906. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина, Астрахань
В 1910-х в творчестве Жуковского появилась новая тема — интерьеры старинных усадеб
. Художник путешествовал по средней полосе России и посещал дворянские имения. Он писал помещичьи дома с просторными комнатами и богатым убранством, а также окружавшие их сады и парки. К этому периоду относятся картины «Интерьер библиотеки в помещичьем доме», «Поэзия старого дворянского гнезда» и многие другие. Колорит полотен стал ярче по сравнению с ранними работами, произведения отличала декоративность. На холстах он писал интерьеры вместе с природой: сквозь окна открывались виды на сады и парки, на столах и на окнах Жуковский изображал цветы. Также мастера интересовала усадебная архитектура в разное время года. Он создавал зимние пейзажи, писал усадьбы ранней весной и поздней осенью.
В интерьерах Жуковского запечатлен декоративный ансамбль вещей во взаимосвязи со всем окружением. Художника интересуют комнаты, обставленные мебелью красного дерева в стиле ампир, украшенные старинными портретами начала XIX столетия.
Михаил Горелов. «Станислав Юлианович Жуковский. Жизнь и творчество»
В 1916 году художник жил в Брасово, в имении великого князя Михаила Романова, младшего брата императора Николая II
. Усадьба располагалась в живописных местах на Брянщине. Жуковского пригласила супруга князя Наталья, чтобы он запечатлел интерьеры дома. Здесь он написал цикл работ, в него вошли «Гостиная в усадьбе Брасово», «Комната в имении Брасово», «Имение Брасово» и многие другие. Интерьеры на полотнах наполнены элементами быта, типичными для дворянских кругов: на стенах висят портреты в позолоченных рамах, в комнатах стоят вазы и старинная изысканная мебель.
Станислав Жуковский часто бывал и работал в Тверской губернии. В усадьбе Островки он несколько лет снимал дом, где проводил время с ранней весны до поздней осени. Помимо интерьеров, он по-прежнему писал пейзажи. Живописец продолжал традиции лирического пейзажа, которые заложил художник Алексей Саврасов
и которым следовал учитель Жуковского Исаак Левитан.

Революция и отъезд в Польшу

Станислав Жуковский. Интерьер картинной галереи. Павловск (фрагмент). 1917. Частное собрание
Станислав Жуковский. В старинном парке. Вятка. Ротонда в Александровском саду (фрагмент). 1921. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск, Республика Беларусь
Станислав Жуковский. Личные апартаменты Николая II в Лазенковском дворце Варшавы (фрагмент). Первая четверть XX века. Частное собрание
После революции Станислав Жуковский входил в различные комиссии по вопросам сохранения культуры и памятников. В их составе он посещал усадьбы, в том числе и те, которые раньше запечатлевал на своих полотнах. При новой власти имения приходили в запустение и разрушались, помещичьи дома грабили. Жуковский описывал внутреннее убранство дворянских домов и определял произведения искусства, которые следовало передать в музеи. Благодаря его заступничеству некоторые усадьбы удалось сохранить от разграбления. При его участии имение Кусково
графов Шереметевых получило статус музея.
Художник продолжал писать картины. В начале 1920-х он уехал в Вятку. В этом городе Жуковский провел выставку, где показал больше 40 новых полотен. Картины тепло приняла местная публика, на выставке побывали тысячи посетителей. В 1921 году он представил те же произведения в Москве — их подвергли осуждению. Художественные критики негативно оценили творчество живописца: полотна о дворянском быте не соответствовали темам нового революционного искусства.
Жуковский решил покинуть Россию и в 1923 году уехал в Польшу. В Варшаве он много писал и участвовал в выставках, с середины 1920-х входил в Краковское общество друзей изящных искусств «Про арте». В конце 1920-х его картины экспонировались в Париже, Копенгагене и Варшаве. Жуковский поддерживал в Европе отношения с русскими художниками — Константином Коровиным
, Николаем Богдановым-Бельским и другими. Он продолжал преподавать, открыл частную школу живописи. В 1930-е мастер по-прежнему писал пейзажи, участвовал в коллективных выставках и проводил персональные. Его картины приобретали польские музеи: Национальный музей Варшавы, художественная галерея Кракова и многие другие.
В 1944 году Станислава Жуковского, который находился в Польше, оккупированной фашистами, арестовали, он попал в концлагерь «Прушков» недалеко от Варшавы, где погиб в 1944 году. Художника похоронили в братской могиле вместе с другими узниками лагеря.
В публикациях
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна