Выдающиеся народные исполнители казачьих протяжных песен Т.Р. Миронов и К.Л. Морозов из станицы Червлённая Чеченской Республики
Знаменитые сегодня гребенские (терские) казаки Трифон Романович Миронов и Константин Липатович Морозов родились в 1892 году в станице Червлённой Шелковского района Чеченской республики.
По свидетельству местных жителей гребенские казаки живут в станицах «от гребня (горная гряда недалеко от устья реки Сунжа) до моря Хвалынского», по левому берегу реки Терек от станицы Червлённой до Каспийского моря (Кизлярский район Дагестана).
Дуэт Т.Р. Миронова и К.Л. Морозова уникален и своим репертуаром, и мастерским виртуозным исполнением протяжных песен, которые составляют ядро местной музыкально-фольклорной традиции. По словам Т.Р. Миронова летом 1945 года к ним приезжал известный фольклорист Б.Н. Путилов. Он записывал тексты песен («только слова») от Трифона Романовича, его брата Ю.Р. Миронова и сестры Е.Р. Мироновой. В общей сложности для собирателя братья «сыграли 50 песен». Часть этих текстов опубликована Б.Н. Путиловым в сборнике «Песни гребенских казаков» (Грозный, 1946). Позже в станицу Червлённую наведывались собиратели фольклора из Грозного, Владикавказа, Нальчика, Пятигорска.
По свидетельству Трифона Романовича он поет с детства («пою со школы»). Учился петь у отца — Романа Дмитриевича Миронова — и матери Агафьи Ивановны. И хотя он поет «постоянно, в разных компаниях, но больше всего вдвоем» с другом детства, двоюродным братом К.Л. Морозовым: «Вдвоем всегда, с 1910 года, я запевалой, а Морозов вторит».
А.С. Кабанову, записавшему в 1968 году песни в исполнении братьев на магнитофон, удалось «озвучить» исторические записи Б.Н. Путилова. Всего в 1968 году было зафиксировано 42 протяжные песни: былины, исторические, лирические, воинские песни, романсы.
Сравнение песенного стиля этого мужского дуэта с вариантами других певцов показывает, что их распевы в жанре протяжной песни отличаются от «обиходного» исполнения, имеют ярко выраженный виртуозный характер.
В многоголосии гребенских казаков выделяются две голосовые партии. Ведущим голосом, которому обычно принадлежит запев, является верхний, солирующий. Его всегда исполнял Т.Р. Миронов. Остальные голоса ведут нижнюю партию втóры, не всегда унисонную, иногда разветвляющуюся. В дуэте эта партия принадлежала К.Л. Морозову. Втора пристраивается к основному голосу в терцию, квинту, реже в октаву, тяготея к форме бурдонного подголоска. Такой тип многоголосия связывает гребенских казаков с русскими музыкальными традициями Верхнего и Среднего Поволжья, владимиро-суздальских земель. Возможно, гребенские казаки были переселенцами с Волги.
Протяжные песни в исполнении дуэта поражают удивительной мелодической изобретательностью в сочетании с мудрой простотой: всего две мелодические линии, обе отчетливо слышны, но как виртуозно голоса «играют» друг с другом. Минимальное варьирование сочетается с такими приемами «протяжности», как внутрислоговые и межслоговые распевы, словообрывы с допеванием, вставки разных междометий, вокализы на гласных. Заметна и тонкая темповая игра.
При лидирующей роли верхнего голоса в партии вторы, если она исполняется несколькими певцами, возможно мелодическое варьирование от строфы к строфе в каждом голосе, благодаря чему в этой партии возникает гетерофонная фактура.
Исполнительский стиль «закрытого» дуэта мастеров довольно сильно отличается от стиля пения «обиходного» смешанного ансамбля жителей станицы Червлённой, участники которого моложе братьев на 20–30 лет. Для сравнения в аудио приложении представлена запись от этого коллектива, уже не владевшего старым репертуаром, хотя сохранявшего основные черты местного певческого стиля.
Среди песен, исполнявшихся в станице Червлённой в протяжной манере, особо выделяется былина о Соколе-корабле («Не по морю»). Ее музыкально-поэтическая строфика указывает на хороводное происхождение. Гребенские казаки включали былину в календарный троицкий обряд. Торжественное шествие всех станичников с ритуальным разряженным фантастическим кораблем, опускание этого корабля в быстрый Терек и состязание в меткости стрельбы из ружей по стремительно несущемуся червлёному «Сокол-кораблю» сопровождались звучанием именно этой песни.
Другие варианты исполнения этой былины у гребенских казаков отличаются деталями текста, мелодического и многоголосного распева. При этом многоголосная фактура может усложняться за счёт октавного дублирования тонкими голосами партии вторы.
В аудио приложении приведены характерные образцы разнообразных по структуре протяжных песен. К их классическим образцам относятся «Уж ты батюшка быстрой Терек», «Не во далече было», «Не туманушки, вы мои туманушки», «Отчего ковыл-травушка в поле загоралася», «Что не на море было». Вместе с тем в репертуар станичников входят и более простые песни: лирическая «Куда летишь кукушечка», воинская с авторским текстом «Не бил барабан», историческая «Мне малым-мало спалось».
Все перечисленные песни и многие другие из репертуара Миронова и Морозова активно исполняются сегодня десятками современных фольклорных ансамблей в крупных городах. Но как объект нематериального культурного наследия они существуют только в архивных записях.