Протяжные песни станицы Усть-Бузулукской Алексеевского района Волгоградской области
Основной материал был собран с использованием метода многоканальной записи. Такая запись дает возможность нотировать многоголосие любой степени сложности, выписывая индивидуальную мелодическую линию каждого певца на отдельную строчку нотной партитуры.
Основа казачьей традиции — многоголосное пение мужчин. Даже смешанные по составу ансамбли явственно демонстрируют в протяжной песне мощь мужской казачьей традиции. Роль женских голосов заключается в поддержке многоголосной фактуры: низкие голоса помогают партии баса, а звонкий верхний солирующий подголосок — дискант, который в записанных песнях ведет исключительно женский альт, — подменяет не сохранившийся здесь мужской тенор: «У нее голос замечательный, берет первым тенором». Отсутствие в ансамблях станицы мужчин-дискантов отчасти свидетельствует о трансформации донского многоголосия в данной местности.
Хотя исполнители станицы Усть-Бузулукской делят голосовые партии на басы и солирующий подголосок дискант, анализ певческой фактуры и певческая практика показывают, что в густом казачьем пении целесообразно выделять не две, а три голосовые партии, скоординированные по вертикали: нижний бас, верхний бас и дискант.
Внутреннее заполнение многоголосного пространства может быть чрезвычайно разнообразным. Каждый певец варьирует свою голосовую линию от строфы к строфе. Допускаются перекрещивания между нижними и верхними голосами. Многоголосный пучок басов всегда реализуется в гетерофонной фактуре.
И хотя при исполнении песни конструктивно ведущими голосами являются басы, ее музыкальный облик зависит от дисканта. Верхний подголосок парит в песне и над песней, как бы одухотворяя ее своей мощью и красотой.
При внутрислоговых и межслоговых распевах смена и повтор гласных, не несущих смысловой нагрузки (а, э, е, о…), осуществляются весьма свободно как в басах, так и у дисканта.
Протяжные песни оказали воздействие на стиль исполнения былин, баллад, воинских, исторических, лирических песен, песен литературного происхождения, распетых по-казачьи, что нашло отражение в темпе и внутрислоговых мелодических распевах.
Во всех экспедициях основным запевалой выступал руководитель ансамбля Георгий Андрианович Титов (1913 г. р.), блестящий знаток казачьего фольклора. Казачьи песни «залегли в его душе» с детства. Он постоянно слушал их в семье от отца, матери, близких родственников и «с малых лет стал помогать» взрослым в пении. Сравнение вариантов его исполнения в разные годы показывает и устойчивость местной песенной традиции, и ее интересную динамику. Это можно услышать на двух примерах песни «На речке Камышинке», где четко сохраняется мелодическая структура песенного колена (варианты 1971 и 1983 гг.), но меняется ладомелодическая основа запева.
Настоящей классикой для современных фольклорных коллективов стали песни «На речке Камышинке» (историческая о Ермаке Тимофеевиче), «Голубь голубок» (лирическая протяжная песня, обнаруженная только в Усть-Бузулукской станице и не имеющая вариантов в других местах), «Полно, братцы, нам крушиться» (историческая, воинская, с нее часто начинаются сегодня праздники и посиделки), «Жавроненок ты мой» (баллада, предполагающая виртуозное исполнение и доступная далеко не каждому ансамблю), «Запрягу я тройку борзых» (лирическая, для величания гостей и друзей, слова — народная переработка стихотворения Фадеева), «Как под грушей-грушею» (лирическая, наиболее массовая и простая песня для новых участников городских ансамблей), «Разродимая сторонка» (воинская, лирическая, поется сегодня при прощании и на поминках). Все эти произведения имеют общий тип многоголосия, одинаковые способы распева текста и мелодического развития.
Чрезвычайной сложностью отличаются такие протяжные песни, как «Вы поля мои, поля», «Не стежкою младец шел», «Вкруг на ровной на площади». Каждая из них несет глубинные смыслы многовековой казачьей традиции.
Все перечисленные песни активно исполняются сегодня десятками современных фольклорных ансамблей в крупных городах. Но как объект нематериального культурного наследия они в настоящее время существуют только в архивных записях.