Донская протяжная песня певческой школы станицы Федосеевской Кумылженского района Волгоградской области

Этнос: КазакиКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский, наречие – южнорусское
Песни станицы Федосеевской Кумылженского района Волгоградской области с приписанными к ней хуторами ярко представляют донскую казачью певческую традицию. В семи хуторах от 72 исполнителей из 11 коллективов записано 340 песен, в том числе 242 протяжных. Почти все они зафиксированы методом многомикрофонной записи. В станице Федосеевской сложилась своеобразная певческая школа протяжного пения, для которой характерны общий репертуар и исполнительский стиль. Ядро жанровой системы представляют протяжные песни (120 произведений и их варианты). В хорошей сохранности зафиксированы разные типы многоголосной фактуры: песни с дискантом, с «тонкими» голосами, «басовые» песни.


Станица Федосеевская Кумылженского района Волгоградской области со всеми относящимися к ней хуторами издавна славилась своими песенниками не только в Хоперском округе Войска Донского, но и за его пределами. В музыкальном быту федосеевцев выработалась подлинная местная певческая школа со своими мастерами-лидерами. В 1920–1930-х годах казачья песня часто звучала в быту: «Бывало собирались каждый вечер, летом — на улице, на бугре, зимой — на сиделках, по очереди: нынче у энтого, потом у энтого. За ночь мы переигрываем до пятидесяти песен» (П.Н. Попов, хутор Ильменевский). Летом на празднике или просто в воскресенье из окрестных хуторов лучшие песенники сходились в станицу, где на майдане (большая площадь возле церкви на высоком правом берегу Хопра) устраивались своеобразные песенные состязания. Очевидцы рассказывали, что это пение, особенно к вечеру, разносилось на несколько километров вокруг. Его было слышно даже на хуторах, расположенных за широким пойменным лесом и лугом левобережья Хопра. И спустя 40–50 лет пожилые песенники помнили некоторых знаменитых в свое время певцов, прежде всего мужчин с высокими голосами: Андрея Красноносого из хутора Сарычевский («Ой, аж как он ее пел! Волос дыбом становился!»), Северьяна Горбатого с хутора Красный, Якова Луткова с хутора Лутковский.


Впервые Федосеевская была обследована в 1903 году А.М. Листопадовым. Наше первое знакомство с песнями Федосеевской школы состоялось в экспедиции 1963 года. В хуторах Подковском и Филинском было записано 33 песни, в большинстве своем протяжные. Основной материал был собран с использованием метода многоканальной записи в 1972–1979 годах. Многоканальная запись дает возможность нотировать многоголосие любой степени сложности, выписывая индивидуальную мелодическую линию каждого певца на отдельную строчку нотной партитуры.


В хуторах Ильменевский, Красноармейский (бывший Генераловский), Подковский, Попов, Сарычевский, Филинский, Филяты были произведены звукозаписи от 11 коллективов. В их исполнении были зафиксированы 242 протяжные песни.


Мужская воинская традиция на Дону определила в местной жанровой системе доминирующую роль протяжной песни. В качестве оппозиции протяжным у казаков бытуют песни частые (скоморошные, частушки). По количеству их почти в четыре раза меньше — 34 текста. Протяжные песни у казаков оцениваются значительно выше, чем свадебные, хороводные, календарные, колыбельные, которые именуются  не песнями, а припевками.


Протяжные песни оказали воздействие на стиль исполнения былин, баллад, воинских и исторических песен, песен литературного происхождения, распетых по-казачьи, что нашло отражение в темпе и внутрислоговых мелодических распевах. Лирическая казачья песня вытеснила на свадьбе собственно свадебный репертуар.


Ядро протяжных образует ряд близких по стилистике песен (13 образцов), в основном исторических. Для песенного репертуарного ядра обязательна такая форма развернутой строфы, в которой стих распевается целиком. Основной, нераспетый стих при этом представляет собой семи-десятисложник, имеющий в основе тоническую организацию с обязательным ударением на третьем от конца слоге. При распеве же всегда образуется словообрыв с последующим его допеванием.


Казаки Федосеевской станицы выделяют три обособленные голосовые партии: бас (или басовик), голосник (или дискант) и тонкий голос. В типичной многоголосной фактуре «один запевает, другие подхватывают, один голосит».


Бас (басовик) — это нижняя голосовая партия многоголосия, являющаяся основой песни. Об этом голосе говорят «играть таким  голосом», «вообще попреть», «один заводит, мы подхватываем». Бас поется чаще всего тремя-четырьмя певцами: мужчинами, женщинами или смешанным составом. Многоголосный пучок басовых голосов всегда основан на вариантном воплощении главной мелодии.


Голосник (дискант) — это голосовая партия верхнего солирующего подголоска. Она исполняется либо мужчиной-тенором, либо женщиной с высоким альтом. Голоснику никогда не поручается запев.


Тонкий голос — это вариантная дублировка басового пласта фактуры на октаву выше. Впервые мы столкнулись с «тонкими» голосами в 1972 году в хуторах станицы Федосеевской.


Особый интерес вызывает древний слой уникальных протяжных песен, записанных в хуторах Ильменевский и Красноармейский. Эти произведения (зафиксировано лишь девять образцов) необычны по фактуре, они исполняются без голосника, как правило, только мужчинами. Про эти песни казаки говорят: «не голóсится», «ет никак не подтянешь, басом только». Их распетая внутрислоговая мелодика охватывает диапазон больше октавы (до ундецимы).


Протяжные песни хуторов станицы Федосеевской исполняются сегодня многими фольклорными ансамблями. Но как объект нематериального культурного наследия они хранятся в основном только в архивных звукозаписях.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Документы
09 Нотация песни "Ай да вот и не шуми, шумка", исполненной жителями станицы Федосеевской Кумылженского р-на Волгоградской обл.
Скачать
08 Нотация песни "Ой, да не павушка по морю плавала", исполненной жителями станицы Федосеевской Кумылженского р-на Волгоградской обл.
Скачать
11 Нотация песни "Ой, да уж ты батюшка свет-светёл месяц", исполненной жителями станицы Федосеевской Кумылженского р-на Волгоградской обл.
Скачать
10 Нотация песни "Ай, где мы будем зиму зимовать", исполненной жителями станицы Федосеевской Кумылженского р-на Волгоградской обл.
Скачать
Аудио
01 Протяжная «На речке Камышинке» в исполнении жителей хутора Попов Кумылженского р-на Волгоградской обл.
00:00
Содержание
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна