Собор Троицы Живоначальной в Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре в Нижегородской области
Строительство собора почти не велось до 1865 года, пока игуменья Мария не смогла привести в порядок хозяйство монастыря.
Первоначально предполагалось освятить собор в честь иконы «Умиление» Божией Матери, но Нижегородский епископ Иоанникий определил его во славу Живоначальной и Животворящей Троицы. В 1875 году преосвященный Иоанникий решил освятить собор лишь с тремя необходимыми иконами. День освящения совпал с праздником иконы «Умиление» Серафимо-Дивеевской — 28 июля (10 августа). В честь этой иконы был освящен правый нижний придел. Затем освятили справа на хорах престол во имя иконы Божией Матери Владимирской-Оранской и левый придел на хорах в честь Третьего обретения главы Иоанна Предтечи. Левый нижний придел игуменья Мария оставляла не освященным в течение 28-ти лет, ожидая прославления батюшки Серафима. 22 июля (4 августа) 1903 года, сразу после прославления Преподобного, придел был освящен.
Автором проекта собора был архитектор А.И. Резанов, ученик академика К.Д. Тона, завершавший строительство храма Христа Спасителя в Москве после кончины учителя. Вероятно, поэтому нельзя не заметить сходства Троицкого собора с московским храмом. Долгие годы продолжалась внутренняя отделка собора. Стены были украшены замечательными живописными полотнами на темы Ветхого и Нового Завета работы дивеевских сестер. В алтаре за престолом было установлено большое Распятие на фоне живописной картины. Изображение Спасителя, приносящего Себя в жертву за грехи мира, производило особое впечатление на входящих в храм. В Троицком соборе находилась чудотворная икона Божией Матери «Умиление», пред которой всегда Серафим.
Сегодня копия с этой иконы, написанная в начале XX века, занимает почетное место в Троицком соборе в правом киоте, как указание на то, что Верховной Игуменией Дивеевской обители является Пресвятая Богородица. Каждое воскресенье перед Литургией по заповеди Саровского пред иконой служится нараспев Параклис (особое молебное пение по уставу Афонской горы).