Выиграли «Лузеры»

В кинотеатре «Россия» торжественная церемония завершила 37-й Московский международный кинофестиваль. Главный приз — золотую статуэтку «Святой Георгий» — из 12 фильмов основного конкурса жюри присудило картине «Лузеры» болгарского режиссера Ивайло Христова.
Несколько лет назад Христов уже был номинирован на главный приз за драму «Следы на песке». Победу на 37-м ММКФ ему принесла история о подростках, учениках средней школы из маленького провинциального городка. Четверо неразлучных друзей считают себя неудачниками и изо всех сил пытаются наладить свою жизнь. Коко влюблен в Елену, мечтающую стать певицей. Она с трепетом ждет приезда гастролирующей знаменитой рок-группы. Этот концерт, взбудораживший весь город, и стал началом новых любовных романов, разочарований и запутанных взаимоотношений. Главные роли в «Лузерах» сыграли студенты. «У меня была мечта собрать всех учеников на одной съемочной площадке», — признался Ивайло Христов.
Получая награду, режиссер напомнил болгарскую поговорку: «Пусть тебе повезет, и ты пойдешь, как по воде».
«Мы шли по Арбату в день показа нашего фильма и попали под ливень. Один из наших актеров сказал: «Как много воды. Это к счастью». Но того, что воды окажется так много, я не ожидал».

Теперь, по словам режиссера, он торопится на родину, чтобы разделить радость с актерами и начать писать сценарий для следующего фильма, который, возможно, попадет на ММКФ. На фестивале болгарское кино было представлено широко. 15 фильмов программы «К 100-летию кино Болгарии»: началом кинематографа этой страны считаются съемки немого черно-белого фильма Васила Гендова «Галантный болгарин».
Награду Ивайло Христову вручал председатель жюри основного конкурса, французский режиссер Жан-Жак Анно, отметив, что споров о том, кого награждать, не было. Сам Анно, подаривший киноманам экранизацию медиевистического романа Умберто Эко «Имя розы», «Семь лет в Тибете» и «Враг у ворот», был удостоен награды «За вклад в кинематограф». Его фильм «Тотем волка» открывал фестиваль.
«Я настолько тронут этим знаком внимания перед зрительской аудиторией Москвы! Я понятия не имел, что меня ждет такой приз, — с восторгом сказал Анно и вспомнил личную историю, связанную с председателем жюри первого ММКФ Сергеем Эйзенштейном: «Когда я был студентом и мне нужно было написать мемуары, один режиссер, который был близким другом Эйзенштейна, спросил: «Хочешь я покажу тебе то, что никому не показывал?» Он вынес книгу с рисунками. Это были раскадровки Эйзенштейна к фильму «Александр Невский».
Лучшей режиссерской работой основного конкурса была признана «Росита» датчанки Фредерикке Аспек. Основой сюжета послужила история о поиске по почте европейцем невесты из экзотической страны.
«Росита». Трейлер
Первым среди документалистов оказался Мэттью Хейнеман с фильмом «Земля картелей» о борьбе с латиноамериканскими наркокартелями, поднимающим проблемы краха порядка и права граждан использовать оружие для самозащиты.
«Земля картелей». Трейлер
А серебряного «Георгия» в номинации «Короткометражное кино» получил южнокорейский режиссер Ким Юнха с драмой «Метод ведения наблюдения снайпером». История на 16 минут о наемном убийце-снайпере, который получает новый заказ: клиент дает подробные указания о том, как именно он должен быть выполнен. Уже глядя в прицел, наемник неожиданно для себя понимает, что оказался перед выбором: его потенциальная жертва собирается покончить с собой.
«Георгий» за лучшую мужскую роль достался Еркебулану Дайырову, сыгравшему в казахской социальной драме «Шлагбаум». Лучшей актрисой была признана Елена Лядова за работу в комедии-фантасмагории «Орлеан» режиссера Андрея Прошкина.
Еще одним отечественным фильмом, отмеченным на кинофестивале, стал анимационно-игровой фильм «Арвентур» Ирины Евтеевой. Экранизация рассказа Александра Грина и даосской притчи получила специальный приз жюри «За особенную поэзию в кино».
«Это моя первая полнометражная работа. Нарисована она была за три года, очень надеюсь, что когда-нибудь я создам еще один полнометражный фильм, — поделилась режиссер. — Мое кино малобюджетное, авторское. Я придумываю его, пишу сценарий, я и режиссер, и художник-постановщик, и аниматор».
«Арвентур». Фрагмент
В основном конкурсе ММКФ-2015 Россию представляли три ленты. Помимо «Арвентура» и «Орлеана» на главный приз была номинирована драма «Милый Ханс и дорогой Петр» Александра Миндадзе об отношениях советского и немецкого инженеров, работающих на стекловаренном заводе в СССР накануне Великой Отечественной войны. Картина не получила призов, хотя именно ей кинокритики прочили если не главную премию, то хотя бы победу в одной из номинаций.
«Милый Ханс и дорогой Петр». Трейлер
«Мне очень понравилось. Удивительная атмосфера и соответственное эмоциональное состояние», — отметил кинорежиссер Алексей Учитель на первом показе фильма.
Первым стал известен обладатель награды «Ключ к сердцам зрителей» — серб Горан Радованович за драму «Анклав». Уже сейчас рейтинг фильма на IMDb выше 8 — редкость для кинематографа стран Восточной Европы. Зрительская премия — единственная награда фестиваля, которая зависит от мнения любителей кино, которых с каждым ММКФ становится все больше. Рост посещаемости Московского фестиваля на 10% отметил и президент конкурса Никита Михалков: 307 фильмов, показанных в четырех столичных кинозалах, посмотрели более 55 тысяч зрителей.
«Анклав». Трейлер
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна