Кинофестиваль класса «А»
В столице открылся 37-й Московский международный кинофестиваль. К сожалению, в этом году бюджет ММКФ пришлось сократить. И потому фестиваль продлится восемь дней вместо обычных десяти. Уменьшилось и количество конкурсных фильмов. Впрочем, как отмечают кинокритики, это только пошло на пользу: отборщики уделили больше внимания качеству, в том числе и российских фильмов.
В основном конкурсе нашу страну представляют три ленты: «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе, «Орлеан» Андрея Прошкина и «Арвентур» Ирины Евтеевой. «Трудно поверить, что эти картины вообще были сделаны в одной культурной среде», — отметил программный директор ММКФ Кирилл Разлогов.
«Милый Ханс, дорогой Петр»
Полнометражный антивоенный игровой фильм сценариста и режиссера Александра Миндадзе рассказывает об отношениях советского и немецкого инженеров, работающих на стекловаренном заводе в СССР накануне Великой Отечественной войны.
«Мне сейчас трудно определить смысл или, надеюсь, смыслы картины, — сказал режиссер. — Это о людях, внутри которых уже рванул снаряд войны, но они этого еще не замечают. Только непонятная лихорадка охватывает их и незримо движет помыслами и поступками. Я пришел к этой идее неожиданно и, работая над фильмом, сам испытывал сильные, порой зашкаливающие эмоции. Надеюсь, мое состояние хоть отчасти передастся зрителю в залах Московского кинофестиваля».
«Орлеан»
Гротескная комедия, обличающая «бытовое мелкое зло». Фантасмагория о городке, «которого нет на карте», и его жителях: хирурге Рудольфе, парикмахерше Лидке, мрачном следователе Неволине и «экзекуторе» Павлючике. История разворачивается в жанре мистического триллера с элементами черной комедии.
«Орлеан», с одной стороны, бескомпромиссно режет по живому в плане эмоциональных переживаний и осознания того, что в каждом из нас есть граница между добрым и злым, а с другой стороны, фильм не выносит приговор, не уничтожает людей за то, что они несовершенны. Это не позиция мизантропа, это позиция человека, дающего свет и надежду», — говорит продюсер проекта Игорь Мишин.
Главные роли в «Орлеане» исполнили Виктор Сухоруков, Елена Лядова, Виталий Хаев и Олег Ягодин.
«Арвентур»
Красочный анимационно-игровой фильм, выполненный в особой технике светоживописи, носит то же название, что и вымышленное место действия. В основу сюжета легла даосская притча.
Китайский император, выросший на картинах замечательного художника, обнаруживает, что мир, в котором он правит, негармоничен. Он не может принять действительность: мастерство живописца отвратило императора от всего, чем он владеет, заставило желать того, чего у него никогда не будет. Император приказывает выжечь старому художнику глаза и отрубить руки, чтобы тот не мог более править в своем царстве фантазий. Потрясенному художнику Владыка Неба предлагает перед смертью дописать незаконченную картину. Морской пейзаж. Художник берется за кисть, и случается невозможное: мазок за мазком картина оживает. Талант дает ему высшее право, недоступное земному владыке: уйти в бессмертие, растворившись в своей картине.
Китайский император, выросший на картинах замечательного художника, обнаруживает, что мир, в котором он правит, негармоничен. Он не может принять действительность: мастерство живописца отвратило императора от всего, чем он владеет, заставило желать того, чего у него никогда не будет. Император приказывает выжечь старому художнику глаза и отрубить руки, чтобы тот не мог более править в своем царстве фантазий. Потрясенному художнику Владыка Неба предлагает перед смертью дописать незаконченную картину. Морской пейзаж. Художник берется за кисть, и случается невозможное: мазок за мазком картина оживает. Талант дает ему высшее право, недоступное земному владыке: уйти в бессмертие, растворившись в своей картине.
«Арвентур». Фрагмент
В основной конкурс также вошли: «Арми жива» (Финляндия) — о знаменитой специалистке по дизайну с неукротимым характером Армии Ратиа; драма о тяжелой жизни косовских сербов «Анклав» (Сербия, Германия); японская педагогическая поэма «Будь паинькой» (Япония); «Герои зла» (Испания) — о малолетних преступниках; «Лузеры» (Болгария) — о юных неудачниках; иранская зарисовка «Море и летающая рыба»; датская драма «Росита»; ливанская картина «Дорога» — о бейрутской супружеской паре, отправляющейся в путешествие, которое навсегда изменит их мировосприятие.
Жюри основного конкурса возглавит французский киноклассик Жан-Жак Анно, в фильмографии которого киноленты «Имя розы», «Семь лет в Тибете» и «Враг у ворот». Его последняя картина «Волчий тотем» по одноименному роману Цзян Жуна откроет ММКФ. Действие фильма разворачивается в Китае середины 60-х годов. Чень Чжэнь, представитель молодой китайской интеллигенции, попадает во Внутреннюю Монголию, поскольку нуждается, как полагают власти, в «перевоспитании». Юноша поселяется в юрте старца. От него Чень Чжэнь узнает, что с незапамятных времен местные жители поклоняются тотему волка, который символизирует победу духа и воли над силами стихий. Живя среди холодных степей, Чень Чжэнь постепенно открывает для себя мир кочевника, построенный на противостоянии людей и волков…
«Тотем волка». Трейлер
Документальная программа фестиваля насыщенна и обещает быть едва ли менее интересной, чем программа игрового кино. В конкурсе заявлено семь участников. В частности, фильм российского режиссера Елены Ласкари «Ларисина артель» о художницах, работающих в наиболее массовом и демократичном жанре изобразительного искусства — поточном производстве живописных полотен. Их картины продаются на рынках, трассах, уличных вернисажах.
США на фестивале представят документальный эксперимент «Ночной кошмар» режиссера Родни Ашера. В своей предыдущей работе, «Комната 237», он анализировал фильм «Сияние» Стэнли Кубрика. На сей раз Ашер продолжает исследование скрытых смыслов кинематографа, раскрывая тему сонного паралича на примере фильма «Кошмар на улице Вязов». Каждую ночь миллионы людей испытывают ужас, попадая в ловушку между сном и реальностью. Режиссер, долго страдавший от кошмарных сновидений, ловко смешивает концентрированный ужас хоррора с достоверностью документального фильма. Ведь он, как никто другой, знает, каково это, когда самое страшное место на земле — собственная спальня.
«Ночной кошмар». Трейлер
«Земля картелей» (Мексика, США) — документальный вестерн о борьбе с латиноамериканскими наркокартелями. Авторы фильма поднимают серьезнейшие проблемы — беззакония, краха порядка, права граждан прибегать к оружию для защиты от насилия.
В программу докфильмов также вошла китайская картина «Юный патриот» о феномене слепого ура-патриотизма.
Создатели датской документальной ленты «Пришельцы» в своем фильме предлагают сценарий первого контакта с инопланетной жизнью. А британский «Экстаз Вилко Джонсона» посвящен жизни вокалиста и гитариста группы Dr. Feelgood. Музыканту удалось победить рак поджелудочной железы, и теперь он должен применить полученные под угрозой смерти уроки в своей неожиданно продолжившейся жизни.
Создатели датской документальной ленты «Пришельцы» в своем фильме предлагают сценарий первого контакта с инопланетной жизнью. А британский «Экстаз Вилко Джонсона» посвящен жизни вокалиста и гитариста группы Dr. Feelgood. Музыканту удалось победить рак поджелудочной железы, и теперь он должен применить полученные под угрозой смерти уроки в своей неожиданно продолжившейся жизни.
«Экстаз Вилко Джонсона». Трейлер
Ссылки по теме
Кроме основных мероприятий, на ММКФ запланированы десятки спецпрограмм, в том числе посвященных Великой Отечественной войне, 100-летию геноцида армян, 100-летию болгарского кино. Интересной обещает быть программа Петра Шепотинника «8 1/2 фильмов»: в нее включена лучшая картина Берлинского кинофестиваля «Такси» опального иранского Джафара Панахи, французская криминальная драма «Сгинь!», короткометражка «#Крымнаш» режиссера Василия Сигарева, собранная из туристического видео, снятого на полуострове прошлым летом.
В дни фестиваля на пяти московских площадках — в кинотеатрах «Каро 11 Октябрь», «Пионер» в Сокольниках и парке Горького, «Иллюзион» и Центре документального кино — покажут почти 200 фильмов самых разных жанров. Жюри, в состав которого помимо Анно вошли также французская актриса Жаклин Биссет, немецкий сценарист Фред Брайнерсдорфер (лента по его сценарию «13 минут» будет демонстрироваться в программе «Восемь с половиной»), российский режиссер Алексей Федорченко и венгерский продюсер Эндрю Вайна, решит, кому вручить Золотого Святого Георгия.
Смотрите также