О ревности и долге

В прокат вышел фильм «Две женщины» — новая экранизация пьесы Ивана Сергеевича Тургенева.
Пропасть между волевыми женщинами и бесхарактерными мужчинами, запутанные любовные отношения и тонкий психологизм: в фильме Веры Глаголевой все выверено, все близко к тексту.
Сценарий фильма написан по мотивам «Месяца в деревне» — одной из самых востребованных пьес Тургенева. В картину вошли и несколько фраз из рассказа «Бежин луг», а также эпизоды из биографии писателя.
— У Тургенева был гувернер из Швейцарии. Он был немцем по происхождению и считался одним из лучших гимнастов Москвы. Наш Шааф такой же, он занимается гимнастикой и делает упражнения на шаре и так далее, — рассказывает Вера Глаголева.
Чопорного наставника Шаафа сыграл немецкий актер Бернд Мосс, по словам Глаголевой, при выборе артиста на эту роль она ориентировалась на автошарж Мстислава Добужинского, созданный художником в начале XX века. Еще одну иностранную актрису, Сильви Тестю, режиссер увидела на фотографии и решила, что Сильви должна участвовать в съемках. Француженка в итоге сыграла компаньонку Лизавету Богдановну. А одной из главных звезд в фильме по праву можно назвать Рэйфа Файнса, сыгравшего Ракитина. Вера Глаголева признается, что его участие в этом проекте было мечтой, которая неожиданно сбылась.

Что касается российских актеров, то главные женские роли достались актрисе Анне Астраханцевой (Наталья Петровна) и дебютантке Анне Ливановой (Верочка). Ревнивого мужа, Аркадия Ислаева, сыграл Александр Балуев, который ради работы в фильме «Две женщины» отказался от роли, предложенной ему Гаем Ричи. Образ учителя на экране воплотил еще один дебютант — Никита Волков. В отличие от Анны Ливановой Волков часто оказывался в одной сцене со своим именитым американским коллегой.
— Беляев все время общается с Ракитиным. Файнс — человек доброжелательный и неожиданно душевный, он скорее помогал, чем стеснял дебютантов своим присутствием, — призналась Глаголева.
«Две женщины» — далеко не первая экранизация знаменитой пьесы. Произведения Ивана Тургенева — благодатный материал для режиссеров. Не застав эпоху Великого кинемо, автор сумел создать произведения, которые были актуальны и для немого кино, и в эру спецэффектов. Фильмы по его романам и повестям снимаются в разных странах мира, от философской Японии до темпераментной Италии, а уж их жанровый диапазон и вовсе необъятен: от короткометражных мультфильмов до дорогостоящих сериалов.
Ссылки по теме
Первые фильмы по мотивам произведений Тургенева появились в 10-х годах XX века, и играли в них главные звезды той эпохи: Вера Холодная, Вера Каралли, Витольд Полонский. Режиссеры и сценаристы не боялись повторяться в сюжетах. Так, восемь раз была экранизирована повесть «Вешние воды», по четыре экранизации у «Дворянского гнезда» и «Записок охотника», «Первая любовь» и вовсе получила девять киновариантов, а «Месяц в деревне» стал одним из чемпионов: пьеса была экранизирована десять раз. Надо сказать, что она популярна и в театре. В разное время ее ставили на сценах крупнейших театров не только в России, но и за рубежом. У Веры Глаголевой своя история, связанная с этим сюжетом:
— В 1977 году я работала с Анатолием Эфросом в картине «В четверг и больше никогда» и он приглашал меня на роль Верочки в своей постановке «Месяц в деревне», в этом фильме поработать не пришлось, но, конечно, я была на премьере фильма, а также смотрела спектакли с разными составами. Все это произвело какое-то важное на меня впечатление.
Фильм был показан на московской конференции «Творчество И.С. Тургенева в современном мире: тургеневские мифологемы и коды», так что картину в первую очередь увидели главные знатоки тургеневской прозы. И, нужно сказать, отзывы у литераторов оказались положительными.
…Зрителями стали профессионалы, заинтересованные, чтобы имя Тургенева, его пьеса, перенесенная на экран, в иной вид искусства, осталась подлинным шедевром русского классика сегодня, тем более что приближается 2018 год — год двухсотлетия со дня рождения писателя. На мой взгляд, всей творческой группе, создавшей фильм, это удалось. Зрители, после определенного волнения, ощутили радость: «Молодцы!»
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна