Этот спектакль идет на вахтанговской сцене более пятнадцати лет. Он появился в репертуаре театра еще до прихода Римаса Туминаса на пост художественного руководителя. Тогда знаменитый коллектив переживал не лучший период в своей истории, и «Дядюшкин сон», поставленный на всенародного любимца Владимира Этуша, да еще и с Марией Ароновой в придачу, снова обеспечил вахтанговцам полные залы.
В наследии Федора Достоевского нет ни одной пьесы, но инсценировки по его прозаическим произведениям всегда востребованы театром. «Дядюшкин сон» обычно ставят как бенефис — ролью Князя К. любят отмечать юбилеи маститые актеры. В Вахтанговском театре Князя играет Владимир Этуш — замечательный, умный характерный актер, чья известность, конечно, подкреплена киноролями. Он не боится предстать перед публикой стариком, его Князь действительно немощен и по части пластики напоминает марионетку с плохо смазанными шарнирами. Но вместе с тем, в герое Этуша жив рыцарский дух, он способен искренне восхищаться женщиной.
В случае этого «Дядюшкиного сна» бенефисной стала не только роль Князя К., но и партия Марьи Александровны Москалевой — провинциальной законодательницы мод. Решительную даму сыграла Мария Аронова — сыграла ярко, вкусно, размашисто. «Роль, сыгранная когда-то двумя самыми великими советскими актрисами, Фаиной Раневской и Марией Бабановой, очевидно, получила в лице Ароновой достойную главу своей сценической истории», — писал в рецензии критик Роман Должанский.
Героиня Ароновой решила заполучить в мужья своей дочери Зине старого богатого Князя К. Она уговаривает девушку выйти за старика, переждать, сколько тому будет отпущено, чтобы оставшуюся жизнь ни в чем не нуждаться. Москалёва создает все условия, чтобы престарелый гость увлекся молодой Зиночкой, и тот, не без «помощи» расслабляющих напитков, делает предложение. Правда, на следующий день он уже не может об этом вспомнить… И его племянник (по крайней мере, он так себя называет) Мозгляков, сам желающий жениться на Зиночке, убеждает Князя, что момент предложения тот видел во сне. Зина признается Князю: действительно, пыталась очаровать его — по наущению матери. Князь тронут ее честностью, но переживание слишком сильно для него — он умирает в своем гостиничном номере. Надежды честолюбивой Марьи Александровны рухнули…
Уже первые рецензенты отметили необыкновенное внимание постановщика к массовке, которая тут названа «торжественный хор мордасовских дам». Именно участницы этого «хора» создают узнаваемую и комичную атмосферу провинциального общества. Повседневность этих дам скучна и однообразна, тем цветистее их фантазии о далекой яркой жизни, полной красоты и романтики… Авторы спектакля даже визуализировали некоторые «штрихи» их мечтаний — с ненавязчивым юмором и симпатией к простодушным провинциальным модницам. Художник Юрий Гальперин создал на сцене оригинальную функциональную конструкцию, которая позволяет переносить действие с комнат на улицу и обратно.