Исторический музей представляет выставку «Пушкин. Страницы истории»
До 13 января 2025 года в Государственном историческом музее проходит выставка «Пушкин. Страницы истории», приуроченная к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина. Авторы проекта по-новому освещают многогранный образ «солнца русской поэзии», рассказывая о нем не только как о литераторе, но и как об историке и исследователе.
Всего на выставке представлено более 300 экспонатов из ведущих музеев и архивов России. Посетители увидят подлинные автографы Александра Пушкина, Александра Грибоедова, Николая Гоголя; утвержденную грамоту Земского собора об избрании на царский престол Михаила Федоровича, первого Романова; подлинные кафтан и шпагу Петра I; личные вещи императоров Александра I и Николая I; оригинал Конституции Царства Польского и богато украшенный ларец для ее хранения, а также множество других редких предметов.
Поясной портрет Александра Пушкина изображает его в простой, непарадной обстановке. Поэт одет в серый домашний халат и белую сорочку с отложным воротником и черным платком на шее. А на пальце Пушкина можно заметить его знаменитый изумрудный перстень.
Этот портрет — копия с портрета кисти Василия Тропинина, который сам Тропинин писал с натуры. На обратной стороне оригинальной картины сохранилась сделанная карандашом надпись: «Подаренъ А.С. Пушкинымъ Г. Яковлеву — писанъ худ. Тропининымъ — с нат.».
Неизвестный художник. Портрет Александра Пушкина. Конец 1820-х
Украшения, целиком выполненные в технике плетения из волос с мелкими деталями из драгоценных металлов, а также частично декорированные этим необычным материалом, были особенно популярны в России в эпоху романтизма, в первой половине — середине XIX века. Как правило, подобные предметы были мемориальными или траурными.
Золотое кольцо, представленное на выставке, покрыто плетением из волос Николая Гоголя. Небольшой щиток, расположенный поверх плетения, украшен гравировкой с инициалами «C K & S K».
Кольцо. Покрыто плетеньем из волос Николая Гоголя. 1-я половина XIX века
Скульптурная группа на сюжет сказки Пушкина «Золотая рыбка» выполнена на Конаковском фаянсовом заводе им. М.И. Калинина. Фигуры старика и старухи расположены по обе стороны от разбитого корыта. Белый фон, которым покрыта скульптура, оттеняет полихромную роспись зеленых, коричнево-фиолетовых и синих тонов.
Павел Кожин. Скульптурная группа «Старик со старухой у разбитого корыта». Конаковский фаянсовый завод им. М.И. Калинина, Конаково, Тверская область. 1936–1937
Центром экспозиции станет стеклянная конструкция, названная создателями выставки «магическим кристаллом» — образ, который Пушкин использовал в романе«Евгений Онегин». Вокруг конструкции выстроены тематические разделы выставки, посвященные отношениям Александра Пушкина с яркими современниками: Александром Грибоедовым, Николаем Гоголем, генералом Алексеем Ермоловым, востоковедом и изобретателем Павлом Шиллингом.
Великая княгиня Елена Павловна, супруга великого князя Михаила Павловича, была известна как великодушный благотворитель и щедрый меценат. Она поддерживала талантливых художников, поэтов, музыкантов, врачей и ученых. Например, она оказывала помощь Карлу Брюллову, Ивану Айвазовскому, Антону Рубинштейну, Николаю Пирогову и другим деятелям культуры и науки.
Считая Пушкина «прекрасным дарованием», великая княгиня следила за его жизнью и творчеством, не раз принимала поэта у себя во дворце. Исследователи предполагают, что во время одного из этих визитов Пушкин оставил в гостевом блокноте Елены Павловны стихотворение «Полководец», посвященное Барклаю де Толли.
Карл Кронноветтер. Портрет великой княгини Елены Павловны. Около 1825
В ХІХ столетии дамская мода стала особенно разнообразной и богатой на аксессуары. Одним из самых популярных украшений в это время была шаль, которую носили свободно, иногда закалывая брошью.
Шерстяная шаль, представленная на выставке, была создана в 1818 году. Светлый оттенок фона подчеркивает пеструю кайму и восточный узор, выполненный серой, красной, желтой и зеленой красками.
Шаль. «С.Ш.Ф.Р.С.Б». 1818
В первой половине XIX века в моду вошел стиль ампир, основанный на подражании античным силуэтам. Дамы старались одеваться и причесываться на греко-римский манер: украшали платья стилизованными поясами, брошами и пряжками, а прически — венками и гребнями.
В экспозиции можно увидеть серебряный гребень, завершенный широкой, слегка выгнутой полосой, с фигурно вырезанными боковыми сторонами. Прорезной орнамент сетки имитирует растительные побеги, которые завершают эмалевые зеленые листочки и виноградные гроздья из мелкого жемчуга. В центре гребня расположен накладной овальный медальон в гладкой золотой оправе с мозаичным пейзажем на голубоватом стекле.
Гребень. 1798–1809
Музейные памятники также рассказывают об эпохах, которые были интересны Пушкину не только как литератору, но и как историку-исследователю. Например, завершает выставку книга «Описание земли Камчатки» Степана Крашенинникова, которая лежала на рабочем столе Пушкина в последний день его жизни. Именно истории освоения Камчатки Пушкин планировал посвятить свои дальнейшие труды.
На выставке представлен камзол императора Петра I. Он создан по форме полковника лейб-гвардии Преображенского полка, в которую Петр был одет 20 июня 1709 года — в день Полтавского сражения. Свой «полтавский» мундир император берег и надевал на каждую годовщину знаменитой битвы.
Голштинский посол Берхгольц в июне 1721 года видел Петра на торжественном молебне в честь победы «в том самом одеянии, которое было на нем в день Полтавского сражения, то есть в зеленом кафтане с небольшими красными отворотами (обшлагами), поверх которого была надета простая черная кожаная портупея. На ногах у него были зеленые чулки и старые изношенные башмаки. В правой руке он держал пику, как полковник гвардии, а левою придерживал под мышкой старую, очень простую шляпу».
Кафтан по форме полковника лейб-гвардии Преображенского полка. Принадлежал Петру Великому. 1720–1725
Подобные флаконы были популярны среди аристократии конца XVIII — начала XIX века. Флакон, хранящийся в Историческом музее, выполнен из граненого стекла. В его тулово вмонтированы часы с белым эмалевым циферблатом в серебряной оправе с альмандинами и рубинами. С другой стороны тулова расположено круглое углубление, в которое вложен ключ от часов с крышкой на шарнире.
Флакон для духов. 1-я четверть XIX века
«Литературные произведения как главная составляющая жизни Александра Сергеевича были воспеты современниками и восхваляются потомками. Однако наследие Пушкина заключается не только в поэзии и прозе. Кураторы выставки постарались раскрыть то, какой след он оставил в истории, продемонстрировать разные грани его таланта», — отметил Алексей Левыкин, генеральный директор Исторического музея.
Во время работы над историческим романом «Капитанская дочка» Пушкин исследовал множество архивных документов, книг и воспоминаний современников. Центральное место в разделе выставки, который посвящен этому произведению, занимает полотно Василия Перова «Суд Пугачева».
Сюжет картины повествует о зверствах и беззаконии, которые царили на территориях, захваченных бунтовщиками. На крыльце террасы барского дома изображен Емельян Пугачев, облаченный в красный кафтан с лентой ордена Андрея Первозванного. На переднем плане картины изображены пленники: одного из них, дворянина в фисташковом кафтане, удерживает Салават Юлаев.
Василий Перов. Суд Пугачева (фрагмент). 1875
Деревянное панно «Лукоморье» было выполнено в 1900-е годы. Оно предназначалось для декоративного оформления террасы дома княгини Марии Тенишевой в Талашкино. Его создал художник Сергей Малютин, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества, который также руководил столярной мастерской в самом Талашкине.
В основу треугольного панно лег сюжет былины о древнерусском граде–крепости, а также мотивы из произведений Пушкина.
Панно «Лукоморье». Начало XX века
Фотографии предоставлены Государственным историческим музеем