Исторический музей представляет выставку «Пушкин. Страницы истории»

До 13 января 2025 года в Государственном историческом музее
проходит выставка «Пушкин. Страницы истории», приуроченная к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина
. Авторы проекта по-новому освещают многогранный образ «солнца русской поэзии», рассказывая о нем не только как о литераторе, но и как об историке и исследователе.
Экспонаты выставки «Пушкин. Страницы истории». Государственный исторический музей, Москва
Выставка «Пушкин. Страницы истории». Государственный исторический музей, Москва
Экспонаты выставки «Пушкин. Страницы истории». Государственный исторический музей, Москва
Всего на выставке представлено более 300 экспонатов из ведущих музеев и архивов России. Посетители увидят подлинные автографы Александра Пушкина
, Александра Грибоедова
, Николая Гоголя
; утвержденную грамоту Земского собора об избрании на царский престол Михаила Федоровича
, первого Романова; подлинные кафтан и шпагу Петра I; личные вещи императоров Александра I и Николая I
; оригинал Конституции Царства Польского и богато украшенный ларец для ее хранения, а также множество других редких предметов.
Поясной портрет Александра Пушкина изображает его в простой, непарадной обстановке. Поэт одет в серый домашний халат и белую сорочку с отложным воротником и черным платком на шее. А на пальце Пушкина можно заметить его знаменитый изумрудный перстень. Этот портрет — копия с портрета кисти Василия Тропинина, который сам Тропинин писал с натуры. На обратной стороне оригинальной картины сохранилась сделанная карандашом надпись: «Подаренъ А.С. Пушкинымъ Г. Яковлеву — писанъ худ. Тропининымъ — с нат.».
Неизвестный художник. Портрет Александра Пушкина. Конец 1820-х
Украшения, целиком выполненные в технике плетения из волос с мелкими деталями из драгоценных металлов, а также частично декорированные этим необычным материалом, были особенно популярны в России в эпоху романтизма, в первой половине — середине XIX века. Как правило, подобные предметы были мемориальными или траурными. Золотое кольцо, представленное на выставке, покрыто плетением из волос Николая Гоголя. Небольшой щиток, расположенный поверх плетения, украшен гравировкой с инициалами «C K & S K».
Кольцо. Покрыто плетеньем из волос Николая Гоголя. 1-я половина XIX века
Скульптурная группа на сюжет сказки Пушкина «Золотая рыбка» выполнена на Конаковском фаянсовом заводе им. М.И. Калинина. Фигуры старика и старухи расположены по обе стороны от разбитого корыта. Белый фон, которым покрыта скульптура, оттеняет полихромную роспись зеленых, коричнево-фиолетовых и синих тонов.
Павел Кожин. Скульптурная группа «Старик со старухой у разбитого корыта». Конаковский фаянсовый завод им. М.И. Калинина, Конаково, Тверская область. 1936–1937
Центром экспозиции станет стеклянная конструкция, названная создателями выставки «магическим кристаллом» — образ, который Пушкин использовал в романе «Евгений Онегин»
. Вокруг конструкции выстроены тематические разделы выставки, посвященные отношениям Александра Пушкина с яркими современниками: Александром Грибоедовым, Николаем Гоголем, генералом Алексеем Ермоловым, востоковедом и изобретателем Павлом Шиллингом.
Великая княгиня Елена Павловна, супруга великого князя Михаила Павловича, была известна как великодушный благотворитель и щедрый меценат. Она поддерживала талантливых художников, поэтов, музыкантов, врачей и ученых. Например, она оказывала помощь Карлу Брюллову, Ивану Айвазовскому, Антону Рубинштейну, Николаю Пирогову и другим деятелям культуры и науки. Считая Пушкина «прекрасным дарованием», великая княгиня следила за его жизнью и творчеством, не раз принимала поэта у себя во дворце. Исследователи предполагают, что во время одного из этих визитов Пушкин оставил в гостевом блокноте Елены Павловны стихотворение «Полководец», посвященное Барклаю де Толли.
Карл Кронноветтер. Портрет великой княгини Елены Павловны. Около 1825
В ХІХ столетии дамская мода стала особенно разнообразной и богатой на аксессуары. Одним из самых популярных украшений в это время была шаль, которую носили свободно, иногда закалывая брошью. Шерстяная шаль, представленная на выставке, была создана в 1818 году. Светлый оттенок фона подчеркивает пеструю кайму и восточный узор, выполненный серой, красной, желтой и зеленой красками.
Шаль. «С.Ш.Ф.Р.С.Б». 1818
В первой половине XIX века в моду вошел стиль ампир, основанный на подражании античным силуэтам. Дамы старались одеваться и причесываться на греко-римский манер: украшали платья стилизованными поясами, брошами и пряжками, а прически — венками и гребнями. В экспозиции можно увидеть серебряный гребень, завершенный широкой, слегка выгнутой полосой, с фигурно вырезанными боковыми сторонами. Прорезной орнамент сетки имитирует растительные побеги, которые завершают эмалевые зеленые листочки и виноградные гроздья из мелкого жемчуга. В центре гребня расположен накладной овальный медальон в гладкой золотой оправе с мозаичным пейзажем на голубоватом стекле.
Гребень. 1798–1809
Музейные памятники также рассказывают об эпохах, которые были интересны Пушкину не только как литератору, но и как историку-исследователю. Например, завершает выставку книга «Описание земли Камчатки» Степана Крашенинникова, которая лежала на рабочем столе Пушкина в последний день его жизни. Именно истории освоения Камчатки Пушкин планировал посвятить свои дальнейшие труды.
На выставке представлен камзол императора Петра I. Он создан по форме полковника лейб-гвардии Преображенского полка, в которую Петр был одет 20 июня 1709 года — в день Полтавского сражения. Свой «полтавский» мундир император берег и надевал на каждую годовщину знаменитой битвы. Голштинский посол Берхгольц в июне 1721 года видел Петра на торжественном молебне в честь победы «в том самом одеянии, которое было на нем в день Полтавского сражения, то есть в зеленом кафтане с небольшими красными отворотами (обшлагами), поверх которого была надета простая черная кожаная портупея. На ногах у него были зеленые чулки и старые изношенные башмаки. В правой руке он держал пику, как полковник гвардии, а левою придерживал под мышкой старую, очень простую шляпу».
Кафтан по форме полковника лейб-гвардии Преображенского полка. Принадлежал Петру Великому. 1720–1725
Подобные флаконы были популярны среди аристократии конца XVIII — начала XIX века. Флакон, хранящийся в Историческом музее, выполнен из граненого стекла. В его тулово вмонтированы часы с белым эмалевым циферблатом в серебряной оправе с альмандинами и рубинами. С другой стороны тулова расположено круглое углубление, в которое вложен ключ от часов с крышкой на шарнире.
Флакон для духов. 1-я четверть XIX века
«Литературные произведения как главная составляющая жизни Александра Сергеевича были воспеты современниками и восхваляются потомками. Однако наследие Пушкина заключается не только в поэзии и прозе. Кураторы выставки постарались раскрыть то, какой след он оставил в истории, продемонстрировать разные грани его таланта», — отметил Алексей Левыкин, генеральный директор Исторического музея.
Во время работы над историческим романом «Капитанская дочка» Пушкин исследовал множество архивных документов, книг и воспоминаний современников. Центральное место в разделе выставки, который посвящен этому произведению, занимает полотно Василия Перова «Суд Пугачева». Сюжет картины повествует о зверствах и беззаконии, которые царили на территориях, захваченных бунтовщиками. На крыльце террасы барского дома изображен Емельян Пугачев, облаченный в красный кафтан с лентой ордена Андрея Первозванного. На переднем плане картины изображены пленники: одного из них, дворянина в фисташковом кафтане, удерживает Салават Юлаев.
Василий Перов. Суд Пугачева (фрагмент). 1875
Деревянное панно «Лукоморье» было выполнено в 1900-е годы. Оно предназначалось для декоративного оформления террасы дома княгини Марии Тенишевой в Талашкино. Его создал художник Сергей Малютин, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества, который также руководил столярной мастерской в самом Талашкине. В основу треугольного панно лег сюжет былины о древнерусском граде–крепости, а также мотивы из произведений Пушкина.
Панно «Лукоморье». Начало XX века

Фотографии предоставлены Государственным историческим музеем
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна