Музей Востока представляет камерные выставки редких манускриптов
До 24 марта в Государственном музее Востока проходят две камерные выставки редких манускриптов. Новые экспозиции представляют исламское книжное искусство и позволяют посетителям увидеть редкие рукописи мирового значения.
Коран, представленный на выставке «Коран бухарского эмира», появился в собрании Государственного музея Востока в 1946 году. Но истинную ценность экспоната специалисты осознали только в 2023 году, когда расшифровали печать и определили, что 18 богато украшенных, но вырванных из книг листов принадлежали библиотеке бухарского аталыка Мухаммеда Даниял-бия.
«Выяснилось, что это остатки уникальной рукописи, которая принадлежала основателю мангытской династии Бухары. Есть еще одна рукопись, которая принадлежит этому же собранию. Она находится сейчас в Ташкенте, в Институте восточных рукописей. И больше у нас никаких следов библиотеки Даниял-бия, к сожалению, нет», — пояснил куратор выставки Илья Зайцев. Он также подчеркнул, что в Музее Востока проходит первая публичная демонстрация произведения искусства.
В соседнем зале работает экспозиция «От Тимуридов к Сефевидам». Эта выставка стала последним незавершенным проектом хранительницы иранской коллекции музея Натальи Сазоновой. После ее смерти исследование продолжили сотрудники Музея Востока: Рустам Шукуров окончательно атрибутировал рукописи и перевел тексты, а Полина Коротчикова атрибутировала миниатюры и подготовила выставку.
Посетители смогли увидеть шесть наиболее ранних рукописей из собрания музея, литературные памятники известных авторов — Низами Гянджеви, Саади Ширази и Абд ар-Рахмана Джами. Некоторые из них никогда прежде не покидали запасников музея.
Куратор Полина Коротчикова рассказала, что одна из книг была, как предполагают исследователи, любимой у правителя Шах-Джахана: «Он возил ее с собой из библиотеки в Агре в гаремную библиотеку, где любил читать перед сном. Таким образом, манускрипты, представленные на выставке, приобретают совершенно другую жизнь. Эти листы, которые вроде бы уже давно мертвы, лежа в наших фондах, снова ожили. Именно поэтому мы дополнили экспозицию большим текстологическим материалом, который вдохнет в рукописи жизнь».