Золотые рога
Помимо официального звания «Народный артист РСФСР» у Александра Роу есть и неофициальное: его величают главным киносказочником страны. Начиная с первой, экранизированной в 1937 году сказки «По щучьему веленью», все они становились популярными и любимыми, а крылатые фразы из них мгновенно разлетались.
Сказки, рассказанные Александром Артуровичем, буквально искрились оптимизмом, юмором и озорством. Кроме того, в его фильмах было много музыки и необычных персонажей, общающихся между собой на своеобразном языке, в котором присутствуют современные словечки и поговорки. Так, легко и незаметно, но совершенно беспроигрышно Роу вовлекал зрителя в каждую сказку.
В те времена, когда не было компьютерной графики и современных спецэффектов, приходилось проявлять чудеса изобретательности, чтобы создать на экране сказочный мир. И Роу это прекрасно удавалось. «Кощей Бессмертный», «Варвара-краса, длинная коса», «Морозко» — эти фильмы с нескрываемым удовольствием уже полвека смотрят и дети, и взрослые. Не стал исключением и последний фильм режиссера «Золотые рога» — история о том, как Баба-яга (Георгий Милляр) заколдовала и превратила в ланей двух маленьких девочек. Их мать Евдокия (Раиса Рязанова) отправляется на поиски дочерей. Ей предстоит долгий и нелегкий путь.
Случилось это в те незапамятные времена, когда в лесу жил Олень — Золотые рога. Олень всегда слабых защищал, добрым помогал. По дороге встретила Евдокия разбойников, преследующих Оленя. Не сказала им, куда побежал он, и Олень отблагодарил ее, перстень чудесный подарил и путь указал. Фильм смотрится на одном дыхании.
Кстати, в «Золотых рогах» Милляр, умеющий гениально превращаться в любую нечисть, сыграл не только Бабу-ягу, но и деда Маркела. Две разноплановые роли для него не были пределом — порой в фильмах Роу Георгий Францевич играл сразу по три различных персонажа. Кроме Милляра, из своих постоянных и любимых актеров Роу пригласил Михаила Пуговкина, Савелия Крамарова, Веру Алтайскую, Александра Хвылю. И, конечно, постоянную Бабушку-сказительницу, которую неизменно играла замечательная Анастасия Зуева. Та самая, которую Михаил Штарух называл одной из жемчужин Художественного театра, а Сергей Образцов величал удивительной актрисой. В этом фильме Роу был и сценаристом, и режиссером, и сделал все, чтобы показать обязательную победу добра над злом в своем излюбленном юмористическом ключе.
Музыкальная сказка «Золотые рога» о том, как важно не поддаваться злу и следовать добру, стала одной из лучших экранизаций народного фольклора. Как сказал о режиссере киновед Наум Клейман: «Александр Роу проник в самую суть русского фольклора, поэтому в его фильмах чувствуется потрясающее обаяние доброты. Это один из самых добрых режиссеров мирового кино. Он даже зло изображает с таким юмором, что отчетливо видно, как оно разрушает само себя».