История создания
Фильм — лауреат премии «Оскар». Эта картина Никиты Михалкова открывает киноэпопею о комдиве Котове и его семье.
С самого начала Михалков и Ибрагимбеков сознательно отходили от реальности, полностью выдумав своего героя и его историю. И высшей похвалой режиссер счел звонок одного историка, который потребовал предоставить ему все документы по биографии Котова, так как он слышал эту фамилию и уверен, что его можно реабилитировать. После этого звонка было решено включить в титры фразу о том, что история полностью выдумана, но она могла произойти в любое время и в любой семье.
Изначально сценарий назывался «Безусловный эффект шаровой молнии», где в образе шаровой молнии авторы собирались представить революцию, нападающую на всех, кто двигается. Затем возникла идея назвать фильм «Утомленное солнце 36-го года» — отсылка к знаменитому танго Оскара Строка. Но однажды Михалкову позвонила старая приятельница и спросила: «Когда уже будут готовы ваши утомленные солнцем?» Эта фраза так врезалась ему в память, что было решено назвать фильм «Утомленные солнцем».
Актерский состав
Картину снимали очень быстро. В мае сели за сценарий, а уже 15 июня он был полностью готов; 19 июня 1993 года его утвердили — и через неделю начались съемки. Кастинга фактически не было. Роль комдива Котова Михалков изначально писал для себя. Некоторое время он подумывал о кандидатуре Владимира Гостюхина, но маленькая Надя Михалкова так естественно выглядела рядом с отцом, что эта мысль не получила развития.
Ингеборге Дапкунайте появилась в картине случайно. Она познакомилась с Михалковым и мгновенно поразила его своей улыбкой. Это была та самая улыбка, которую режиссер искал.
Роль Мити с самого начала писалась для Олега Меньшикова — других кандидатур не было. Однако, когда сценарий был написан, Никита Михалков долго не мог отыскать любимого артиста.
Интересные факты
Съемки начались летом 1993 года в подмосковном поселке Николина Гора, осенью киногруппа переехала в Кстово — небольшой городок близ Нижнего Новгорода. Там, в местечке Зеленый город, была расположена дача, где разворачивалось все действие.
Съемки жарких июльских дней проходили в середине ноября, когда температура периодически опускалась до минусовых отметок. Художники и декораторы создавали искусственную зелень травы, искусственную листву на совершенно голых деревьях; осветители усиливали скудное ноябрьское солнце, имитируя эффект яркого летнего света. Артисты, все без исключения, включая маленькую Надю, мужественно купались в ледяной воде, лежали в купальниках на холодной земле, с которой перед началом съемок счищали изморозь, и полоскали рот холодной водой, чтобы в кадре не было видно идущего изо рта пара.
В перерывах группа играла в футбол. На площадке у Михалкова футбол — обязательная часть съемочного процесса: многочасовые матчи служат прекрасным отдыхом для уставших актеров и других членов команды.
Награды
Премьера фильма состоялась зимой 1994 года. Почти сразу Никита Михалков решил представить свою ленту в Каннах, но жюри под совместным председательством Клинта Иствуда и Катрин Денёв лучшей картиной признали «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино. А «Утомленные солнцем» получили Гран-при кинофестиваля. Спустя девять месяцев Американская киноакадемия удостоила «Утомленных солнцем» премии «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм года».
Лекция о фильме «Утомленные солнцем»
Лекторы: режиссер Николай Лебедев, режиссер Сергей Урсуляк.