Александр Невский
Особенности фильма
Фильм «Александр Невский» для государственного заказа, которым он и являлся, получился на редкость качественным и совершенно не политизированным. Хотя, как ни странно, именно по политическим соображениям он был довольно быстро изъят из проката. В 1938 году отношения СССР с Германией были еще чрезвычайно дружелюбными, и кинолента о разгроме тевтонских рыцарей на Чудском озере казалась не совсем политкорректной. И только в 1941 году, после начала Второй мировой войны, лента Сергея Эйзенштейна заняла свое достойное место в отечественном кинопрокате.
Надо сказать, что сценарий переписывался несколько раз по указанию историков, консультировавших картину, причем первый вариант сценария под названием «Русь» историк Михаил Тихомиров язвительно назвал «издевкой над историей» и буквально заставил сценаристов все переписывать заново.
И все-таки эта картина относится к одной из лучших работ Сергея Эйзенштейна. Музыку к фильму писал сам Сергей Прокофьев, причем у него получилась полноценная симфония, с использованием хора. Впоследствии симфоническая картина «Александр Невский» часто транслировалась как самостоятельное музыкальное произведение.
Актерский состав
Все актеры, игравшие в фильме «Александр Невский», были утверждены на роли практически без кастинга. Ведь уже на стадии замысла режиссер знал, кого будет снимать.
Главную роль сыграл один из любимейших актеров Эйзенштейна — Николай Черкасов. На тот момент он был уже очень популярным. Снимаясь с 1927 года, Черкасов исполнил множество ярких ролей — в таких фильмах, как «Петр Первый», «Дети капитана Гранта» и многих других. Роль богатыря Василия Буслая досталась народному артисту СССР Николаю Охлопкову, а Гаврилу Олексича сыграл известный артист Андрей Абрикосов, который начинал сниматься еще в немых фильмах.
Совершенно превосходной была и съемочная группа. Помимо настоящего мастера кинематографа Сергея Эйзенштейна, над фильмом работал невероятно талантливый оператор Эдуард Тиссэ. Его операторский прием динамичной съемки батальных сцен и движения позволили создать эффект присутствия зрителей внутри картины.
Съемочный процесс
Вообще, фильм «Александр Невский» положил начало использованию множественных приемов, которые пережили все стадии развития кинематографа и пользуются популярностью по сей день, даже в век компьютерных технологий. Так, при съемке сражений использовался параллельный монтаж, быстрая смена планов и другие находки, которыми успешно пользуются до сих пор.
Сам съемочный процесс был очень масштабным и очень трудоемким, при этом времени на съемки было отведено очень мало. Так как картину снимали весной, то найти прочный и большой лед в это время года не представлялось возможным. Тогда было принято решение ключевую сцену сражения снимать в павильоне. Построили огромную декорацию, посыпали асфальт солью и мелом, добавили много белой краски и жидкого стекла и получилась довольно достоверная имитация льда. Были в фильме и натурные съемки, которые проходили на исторической родине Александра Невского — в селе Городище недалеко от Переславля-Залесского.
Фильм вышел на экраны с очень плохой звуковой дорожкой, которую режиссер побоялся трогать, так как именно в таком варианте картина была одобрена Сталиным.
«Александр Невский» обрел широкую популярность моментально. Его многократно цитировали, его костюмы брали за образец костюмеры всего мира, а одна из его батальных сцен полностью была повторена в одной из частей фильма «Властелин колец».
Лекция о фильме «Александр Невский»
Лекторы: кинокритик Николай Изволов, актеры Виктор Добронравов и Владимир Конкин.