Корабли штурмуют бастионы
Это вторая часть дилогии Михаила Ромма, посвященной знаменитому адмиралу Фёдору Ушакову. Первая часть так и называлась — «Адмирал Ушаков». Картины сняты в тот момент, когда канон советского биографического фильма уже был отработан. «И в фильме, поставленном Михаилом Роммом по сценарию Александра Штейна, уже чувствуются симптомы этого переходного периода, — писал киновед Юрий Ханютин в книге «Сергей Бондарчук» (М., 1962). — Снят налет вульгарности, убраны слишком явные штампы. Герои здесь уже не разговаривают цитатами из своих собственных сочинений. Авторы пытаются освободить их от нудного резонерства, придать им живость, даже психологическую сложность».
Название фильму дал эпизод штурма острова Корфу. Картина описывает Средиземноморский поход 1798–1800 годов, в котором русские войска под командованием Суворова освобождали Италию от войск Наполеона. Эскадра адмирала Ушакова помогает солдатам Суворова с моря. На Корфу находилась отлично укрепленная французами крепость, и остров казался командирам антифранцузской коалиции совершенно неприступным. Но русский адмирал Ушаков (известный в Турции как Ушак-паша) придумал хитрый план: занять сначала островок Видо, прикрывающий Корфу, расположить на нем наземную артиллерию и таким образом сделать штурм Корфу гораздо более массированным. В итоге план Ушакова сработал, но в ходе дерзкой операции русский флот понес большие потери. Например, был убит корабельный плотник Тихон Прокофьев. Это очень интересный персонаж, которого сыграл в фильме Ромма Сергей Бондарчук. «Он должен был быть выразителем интересов и настроений крестьянских масс в эпоху Екатерины, — писал Юрий Ханютин. — В нем олицетворялось их бунтарство — Тихон соратник Пугачева, их патриотизм — Тихон жертвует собой при взятии крепости, их талант — Тихон лучший корабельный плотник. Образ весьма традиционный, иллюстративный. И Бондарчуку многое приходилось додумывать самому».
Главный же герой дилогии — Фёдор Ушаков — был представлен авторами весьма условно. «Один за другим появлялись на съемочной площадке претенденты на роль Ушакова — Н. Охлопков, Б. Бабочкин и Б. Тенин, который даже начал сниматься в фильме, — пока окончательный выбор не пал на И. Переверзева. Перечень актерских имен свидетельствовал об отсутствии у режиссера своего четкого образа, — справедливо замечал киновед Марк Зак в книге «Михаил Ромм и традиции советской кинорежиссуры» (М., 1975). — Подобно большинству других исполнителей, актер оставался в пределах внешней изобразительности».
«Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы» стали первыми цветными картинами в практике опытного кинорежиссера Михаила Ромма. К тому же, он снимал их не со своим постоянным оператором Борисом Волчеком, но с группой других мастеров камеры: Борисом Арецким, Александром Шеленковым, Иоландой Чен. «Локальные, интенсивные цвета соответствовали общим постановочным решениям, — писал Марк Зак. — В цветовой гамме доминировали две краски: багровые отсветы далеких сражений и позолота нарядных мундиров…» Ирония критика небезосновательна — дилогию Ромма об Ушакове и вправду трудно считать в полной мере исторической картиной. Это любопытный и не худший пример фантазии на тему жизни и подвигов исторического персонажа.