Вий
«Вий» традиционно принято считать первым отечественным «ужастиком». Действительно, в картине есть немало, леденящих душу сцен, да и сам мистический сюжет способствует тому, чтобы отнести «Вий» к разряду фильмов ужасов.
Повесть Николая Гоголя «Вий» впервые была опубликована в 1835 году в его сборнике «Миргород». В своей повести писатель причудливо переплёл героев народных страшилок — упырей, вурдалаков, ведьм. А венчал весь этот хоровод демонический Вий, способный убивать одним лишь взглядом. Конечно же, если обычный, реальный, земной человек повстречает всю эту нечисть, ему может не поздоровиться. Что и произошло с героем повести, а впоследствии и фильма студентом-семинаристом Хомой Брутом. Он, правда, сам виноват отчасти, убил ведьму, с этого всё и началось. Когда его пригласили отпевать в течение трёх ночей прелестную панночку, выяснилось, что она и есть та самая ведьма, мечтающая отомстить своему убийце. Что она, в конечном итоге, с успехом и проделала вместе со всей компанией нечистой силы.
Идея экранизировать страшную историю Гоголя принадлежит тогдашнему директору «Мосфильма» Ивану Пырьеву. К постановке он привлёк двух студентов Высших режиссёрских курсов Константина Ершова и Георгия Кропачёва. Но в процессе съёмок стало понятно, что они не совсем справляются с материалом, и тогда им на помощь призвали уже опытного мастера Александра Птушко. Он к тому времени был уже известным режиссёром, давно работал в кино, специализировался, в основном, на фильмах-сказках, поэтому вполне был осведомлён о том, как придать картине волшебный оттенок. И именно благодаря Птушко в фильме появились многие динамичные эпизоды, в том числе и легендарная жуткая сцена с летающим гробом. Не стоит забывать, что на дворе стоял 1967-й год, и ни о каких сложных спецэффектах в кино, ни о какой компьютерной графике и речи быть не могло. Всего этого просто-напросто ещё не было и в помине. Поэтому и гроб в кадре летал на самом деле. И все остальные «эффекты ужастика» достигались чуть ли не ручным способом.
В съёмках было задействовано много животных. Снимались и девять чёрных кошек (для пущего устрашения на их головах красовались шапочки с рожками), и летучие мыши, и вороны, и филины. В общем, жуткий антураж гоголевской повести был воссоздан практически идеально.
«Вий» стал одним из лидеров советского проката в 1968 году. Картина также вышла в прокат в США, Аргентине, Финляндии и Франции. И вот уже более 40 лет картина будоражит зрителей, несмотря на то, что с тех пор технический прогресс шагнул далеко вперёд, и киноиндустрия пополнилась огромным множеством потрясающих спецэффектов. Чем же так притягателен этот старый фильм? Наверное, в первую очередь надо отдать должное магии гоголевского текста и сюжета. Ну, а во-вторых, людей всегда, во все времена привлекала мистика, то, что нельзя объяснить научным способом, то, что лежит за пределами простого человеческого разума и понимания. Да, это нельзя понять, но к этому хочется хоть ненадолго приблизиться, чтобы в очередной раз убедиться — есть вещи, от которых лучше держаться подальше. Этой истиной пренебрёг в своё время герой «Вия» Хома Брут и дорого за это поплатился.