Иван-царевич и Иванушка-дурачок — это один и тот же герой?

КАКИМИ БЫЛИ ПЕРВЫЕ РОССИЙСКИЕ ФИЛЬМЫ УЖАСОВ?

Отвечает Татьяна Григорьева, историк, автор портала «Культура.РФ»
Иван-царевич и Иванушка-дурачок — это один и тот же герой?
КАКИМИ БЫЛИ ПЕРВЫЕ РОССИЙСКИЕ ФИЛЬМЫ УЖАСОВ?
Отвечает Татьяна Григорьева, историк, автор портала «Культура.РФ»
В советское время кинематограф жил по законам реализма. Мистические и сверхъестественные сюжеты из сценариев исключали, так как их считали пропагандой религиозных и оккультных практик.
Первые ужастики в России появились спустя десятилетие после зарождения этого жанра в мировом кинематографе. В 1896 году французский режиссер Жорж Мельес выпустил фильм «Замок дьявола» («Le Manoir du diable») — трехминутный немой ролик о Мефистофеле, который появился в старинном замке в образе летучей мыши и стал пугать двух кавалеристов-аристократов призраками, ведьмами и скелетами.

В России основоположником жанра фильма ужасов стал сценарист и режиссер Василий Гончаров, автор «Понизовой вольницы» — первого художественного фильма, снятого в Российской империи. В сентябре 1909 года Гончаров выпустил картину «Вий» — как указывалось в титрах, экранизацию «старинного малороссийского предания по Н.В. Гоголю».

«Вий», как практически все отечественные фильмы ужасов, снятые до революции, был немым. До наших дней он не сохранился. Известно, что съемки проходили в московском филиале фирмы «Братья Пате» французской компании Pathé. Фильм был короткометражным. А главные роли исполнили актеры И. Лангфельд, А. Платонов, В. Дальская, полные имена которых неизвестны.

Свой второй хоррор — «В полночь на кладбище», или «Роковое пари», — Василий Гончаров выпустил в прокат в 1910 году. Картина тоже была утеряна — во время Великой Отечественной войны. Как писал известный исследователь дореволюционного кино Борис Лихачев, это был «небольшой фильм (150 м., 82 р. 50 к.), представляющий собой первую пробу создания «интернационального» фильма, годного не только для русского рынка». Правда, картина за рубежом известной так и не стала.

Продюсером фильма выступил предприниматель Александр Ханжонков, владелец торгового дома «А.Ханжонков и Ко». В главных ролях дебютировали актеры немого кино Владимир Максимов и Иван Мозжухин, а также в картине снялась Александра Гончарова, уже известная зрителям по фильмам «Песнь про купца Калашникова» и «Ванька-ключник».
Первые ужастики в России появились спустя десятилетие после зарождения этого жанра в мировом кинематографе. В 1896 году французский режиссер Жорж Мельес выпустил фильм «Замок дьявола» («Le Manoir du diable») — трехминутный немой ролик о Мефистофеле, который появился в старинном замке в образе летучей мыши и стал пугать двух кавалеристов-аристократов призраками, ведьмами и скелетами.

В России основоположником жанра фильма ужасов стал сценарист и режиссер Василий Гончаров, автор «Понизовой вольницы» — первого художественного фильма, снятого в Российской империи. В сентябре 1909 года Гончаров выпустил картину «Вий» — как указывалось в титрах, экранизацию «старинного малороссийского предания по Н.В. Гоголю».

«Вий», как практически все отечественные фильмы ужасов, снятые до революции, был немым. До наших дней он не сохранился. Известно, что съемки проходили в московском филиале фирмы «Братья Пате» французской компании Pathé. Фильм был короткометражным. А главные роли исполнили актеры И. Лангфельд, А. Платонов, В. Дальская, полные имена которых неизвестны.

Свой второй хоррор — «В полночь на кладбище», или «Роковое пари», — Василий Гончаров выпустил в прокат в 1910 году. Картина тоже была утеряна — во время Великой Отечественной войны. Как писал известный исследователь дореволюционного кино Борис Лихачев, это был «небольшой фильм (150 м., 82 р. 50 к.), представляющий собой первую пробу создания «интернационального» фильма, годного не только для русского рынка». Правда, картина за рубежом известной так и не стала.

Продюсером фильма выступил предприниматель Александр Ханжонков, владелец торгового дома «А.Ханжонков и Ко». В главных ролях дебютировали актеры немого кино Владимир Максимов и Иван Мозжухин, а также в картине снялась Александра Гончарова, уже известная зрителям по фильмам «Песнь про купца Калашникова» и «Ванька-ключник».
Этот фильм представляет историю молодого человека, державшего пари, что он в полночь один придет на кладбище и, в доказательство своего пребывания там, воткнет свой кинжал в крест на могиле. Все обходится благополучно, но нечаянно он прикалывает свой плащ к кресту и, когда хочет уходить, чувствует, что кто-то его держит. От ужаса он сходит с ума.
Борис Лихачев. «История кино в России». Книга первая (1896–1913), 1927 год
Жанр ужасов становился все более узнаваемым и популярным. В 1915 году вышло сразу несколько «пугающих» картин: «Антихрист» Эдуарда Пухальского, «Дерево смерти, или Кровожадная Сусанна» Александра Пантелеева, «Портрет» Владислава Старевича, а также «Загробная скиталица» Вячеслава Туржанского.

В это время публика стала более требовательной к ужастикам, поэтому, например, «Загробную скиталицу» оценили не так высоко, как первые картины этого жанра.
Ничего нельзя понять. Живут в одном доме две сестры, из которых одна замужняя, а другая часто падает в обморок; это потому, что замужняя сестра — вампир, который по ночам сосет кровь живых людей. А вампир потому, что какой-то художник когда-то и где-то обольстил некую девицу. Потом девица умерла, то есть не совсем умерла, а вторично появилась на свет. А ее папаша тоже умер и перед смертью сказал, что его дочь — вампир. То есть не совсем сказал, а хотел сказать. А художник приехал к своему другу, жена которого стала преследовать его своей любовью. Тогда художник убежал, а друг пошел к известному оккультисту (просят не смешивать с окулистом), и тот посоветовал устроить спиритический сеанс. На сеансе оказалось, что жена друга вовсе не его жена, а некогда обольщенная художником девица. И художнику ничего другого не осталось, как умереть.
Из рецензии в журнале «Проектор», 1915 год
Фильм обвиняли в излишней наивности, запутанном нагромождении разного рода легенд, верований и мистики. Положительно отзывались критики лишь об исполнительнице главной роли — Ольге Баклановой, которая снималась не только в России, но и в Голливуде.
Надо отдать справедливость актрисе, игравшей женщину-вампира, кровожадным минам и сладострастным потягиваниям она, несомненно, старательно училась в зоологическом саду, наблюдая тигров и леопардов во время кормления их сырым мясом.
Из рецензии в журнале «Пегас», 1916 год
В советское время кинематограф жил по законам реализма. Мистические и сверхъестественные сюжеты из сценариев исключали, так как их считали пропагандой религиозных и оккультных практик. Первым советским фильмом, близким к жанру хоррора, стал фильм «Медвежья свадьба» 1925 года по пьесе наркома просвещения Анатолия Луначарского. Роль графа Шемета, рожденного от медведя, исполнил Константин Эггерт, а его невесты Юльки Ивинской — Вера Малиновская.
Перед плакатом «Медвежья свадьба»
нэпачка сияет в неге:
— И мне с таким медведем
               поспать бы!
Погрызи меня,
               душка Эггерт.
Владимир Маяковский. «Стабилизация быта», 1927 год
Полноценный отечественный фильм ужасов — с пугающими декорациями, загадочными героями и даже спецэффектами — вышел в 1967 году на студии «Мосфильм». Это был еще один «Вий» — экранизация Константина Ершова и Георгия Кропачева. Для съемок использовали невероятные костюмы, летающие гробы, десятки ворон и черных кошек.

Картина была лидером советского проката. Наталья Варлей в роли Панночки и Леонид Куравлев в образе Хомы Брута стали культовыми персонажами российского кинематографа, а сам Вий для отечественных зрителей стал таким же авторитетным киномонстром, как и граф Дракула и существо Франкенштейна.
Материалы по теме