Кубанские казаки
Марина Ладынина, сыгравшая Галину Ермолаевну Пересветову (председателя колхоза «Заветы Ильича), в ответ на упреки, мол, не правда в кино, а лакировка реальности, говорила: «…показывали жизнь не такой, какая она есть, а какой должна быть. А это — право искусства, право сказки, право выдумки, право мечты…»
А о чем еще могли мечтать зрители, когда война еще напоминала о себе руинами, бедностью, ранами… Мечтали они о временах, когда наступит благополучие, будет вдоволь еды, любви и счастья.
И фильм Ивана Пырьева в неполные два часа дарил зрителям надежду, которая закреплялась в памяти не только экранным обилием зерна, птицы и стад, яркими одеждами колхозников, множеством молодых и красивых артистов, но и легкими душевными песнями Исаака Дунаевского.
Сказка о счастливых колхозниках была простой, в духе конфликта «хорошего с лучшим». Главная проблема у двух председателей процветающих колхозов-соперников — их собственные чувства против общественного долга. Галина Пересветова влюблена в председателя колхоза «Красный партизан» Гордея Гордеича Ворона (Сергей Лукьянов). Он влюблен в прекрасную Галину, но оба люди не только ответственные, но и азартные в стремлении вывести свои колхозы на первое место.
Симметрично повторяют ситуацию и лучшие работники их колхозов. К красавице Даше Шелест (Клара Лучко) из «Красного партизана» воспылал чувствами прекрасный коневод Николай (Владлен Давыдов) из колхоза «Заветы Ильича». Ни одному из председателей не хочется терять лучших работников…
Но все-таки Галина и Гордей смогли объясниться, свадьба будет. И не одна.
Особенности съемок
— Песни в фильме исполняют Марина Ладынина, Сергей Лукьянов, Клара Лучко, Екатерина Савинова.
— По окончании съемок Сергей Лукьянов и Клара Лучко поженились.
— В фильме в роли Любочки дебютировала Екатерина Савинова (сыгравшая в 1962-м Фросю Бурлакову в фильме Евгения Ташкова «Приходите завтра…»).
— Обратите внимание на артиста, который играет друга Николая: сложно сегодня в слегка суетливом, но веселом балагуре блондине Андрее узнать известнейшего театрального режиссера Юрия Любимова.
— Съемки картины прошли в колхозе-миллионере «Кавказ» в станице Курганной. Дополнительно были построены лишь декорации для эпизодов на ярмарке.
— «Кубанские казаки» — один из первых цветных советских фильмов, снятых на пленке Шосткинского комбината.
Участники о фильме:
Клара Лучко: «Есть фильмы, которые действительно отражают время, показывают искалеченные души людей, жизни неудачников. И пусть будут. Но есть фильмы добрые, как мечта. И они тоже необходимы. Фильм «Кубанские казаки» вышел в первые годы после войны, и люди измученные, потерявшие друг друга, отчаявшиеся приходили в кино, чтоб забыть о своей боли. Они слушали лирические песни, смотрели красочный фильм и думали: «Ну вот, пройдет немного времени, мы отстроимся, залечим военные раны, и у нас будет такая жизнь… К этой картине не нужно подходить с позиций исторической правды».
Критика
Режиссер Сергей Соловьев: «Стиль выдающихся картин «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки» — это грандиозно правдивая энергетика империи. Трудно поверить, что фильм «В шесть часов вечера после войны» Пырьев снимал в 1944 году. Тем не менее только Пырьев и мог поставить финал войны — победу, до которой еще было далеко.
Говорили: он придумывает (или даже грубее: он врет). Это, если угодно, эстетически неправильное определение. Как справедливо было раскачивание лодки, глубокая социальная правда, критический пафос, так необходимо людям было и сохранение надежды, чтобы попросту выжить. И Пырьев качал им кислород, сколько мог, и когда снимал «В шесть часов вечера…», обещая измученным войной людям победу, и когда снимал «Кубанских казаков» в самые голодные и страшные послевоенные годы. И делал это с чувством колоссального сострадания, потому что, чтобы это делать, нужно быть не сумасшедшим балбесом, а искренне сочувствовать людям» («Киноведческие записки», № 53, 2001).
Режиссер Глеб Панфилов: «Вспоминаешь фильмы «Трактористы», «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки» и понимаешь, что эти картины буквально вычитаны из народных мечтаний, из фольклорного сознания, из той культуры, которая подарила зрителям искусство лубка, ярмарочных представлений, палехских росписей. Именно в этих картинах и раскрылся подлинный талант художника, яркого, глубоко оригинального, остро чувствовавшего природу национального духа» («Киноведческие записки», № 53, 2001).
Контекст
— Лауреатами Сталинской премии второй степени (1951) стали автор сценария Николай Погодин, режиссер Иван Пырьев, Марина Ладынина (пятая по счету премия актрисы), Клара Лучко и Сергей Лукьянов.
— Сразу после выхода фильма Марине Ладыниной было присуждено звание народной артистки СССР (1950).
— В 1956 году на ХХ съезде КПСС Никита Хрущев обвинил картину в лакировке действительности.
— В 1968 году картину отреставрировали, а также отредактировали (были убраны все приметы «культа личности» Сталина). В переозвучании принимала участие Марина Ладынина, роль Сергея Лукьянова частично озвучил Евгений Матвеев. Сегодня зритель смотрит версию фильма «Кубанские казаки» 1968 года.
Крылатые фразы
«Каким ты был, таким ты и остался, орел степной, казак лихой…» (из песни к фильму на стихи Михаила Исаковского).
«Но ты и дорог мне такой» (из песни к фильму на стихи Михаила Исаковского).
«Парня полюбила на свою беду: не могу открыться — слов я не найду!» (из песни к фильму на стихи Михаила Исаковского и Михаила Вольпина).
«Я хожу, не смея волю дать словам. Милый мой, хороший, догадайся сам!» (из песни к фильму на стихи Михаила Исаковского и Михаила Вольпина).