Трактористы
«Три танкиста — три веселых друга — экипаж машины боевой» возвращаются с Дальнего Востока домой. Повоевали с самураями на «родной земле Дальневосточной» — и теперь готовы мирно трудиться. Одного ждет в Москве «женка быстрая», которая работает на заводе «Шарикоподшипник». Другого — грузина (ну как без грузина в фильме и в стране, которую ведет «горный сокол» Сталин?) — ждет в Алазанской долине невеста. А третьего — Клима Ярко — тянет в украинские степи, где живет красавица, бригадир женской тракторной бригады Марьяна Бажан. Портрет Марьяны Клим увидел в газете «Правда», поскольку Марьяна не только красавица, но и стахановка, ударница, кавалер ордена Трудового Красного Знамени.
«Трактористы» — вторая по счету народная деревенская комедия великого режиссера Ивана Пырьева. Позади — «Богатая невеста», где тоже солировала супруга режиссера, одна из самых ярких звезд советского кино Марина Ладынина. Интеллигентная, тонкая, начитанная, актриса Художественного театра, в народных комедиях Пырьева она обычно выглядит простоватой наивной девушкой. В «Трактористах» Ладынину еще и одели в мешковатый комбинезон и сапоги, посадили на тяжелый мотоцикл ПМЗ-750, что в народе расшифровывалось как «попробуй меня заведи». И все-таки обаяние женственности пробивается через маскулинную пластику образа. А невинная вроде бы сцена, где Крючков–Клим лечит Ладыниной–Марьяне вывихнутую ногу, становится едва ли не самым эротичным эпизодом советского кино 1930-х годов.
В те годы комедия не могла быть просто комедией. «Трактористы» — еще и воспевание героического труда в две нормы, и история перевоспитания недостаточно сознательных работников. До войны оставалось совсем немного, и в «Трактористах» отчетливо прослеживается тема подготовки к будущей неминуемой войне. Фильм становится отражением оборонного сознания, а его апофеозом — песня: «Броня крепка, и танки наши быстры». Трактор и танк — близнецы братья, мирный труд Клима Ярко — дело временное, потому что враг не дремлет: «Чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим». Став бригадиром тракторной бригады, Клим первым делом обещает научить своих ребят водить танк, стрелять и носить противогаз. Девушки не хотят отставать — Марьяна читает книгу «Танкисты»: «Танкист должен быть выносливым, решительным, спокойным и… красивым». Начальник машинно-тракторной станции Кирилл Петрович — персонаж комический, то и дело вставляющий в речь забавное «забодай тебя комар», — произносит речь: «Опять немца, забодай его комар, на нашу землю тянет. Драться будем!» Ну и заканчивается все красивой колхозной свадьбой, где Кирилл Петрович поднимает тост: «Живите, хлопцы, размножайтесь, веселитесь, забодай вас комар. Но каждую минуту будьте готовы встретиться с врагом!».
Наверное, в пересказе все это звучит наивно, но благодаря таланту Пырьева, музыке братьев Покрасс, обаянию великих актеров «Трактористы» и сегодня смотрятся свежо и легко. Здесь есть радостная энергетика и замечательные народные характеры. Впервые сошлись в одном кадре народные актеры Советской страны Николай Крючков, Петр Алейников и Борис Андреев. И именно с «Трактористов» началась их общая всенародная слава. Кстати, у Андреева эта картина — дебют: он работал в Саратовском театре драмы, приехал на гастроли с театром в Москву, там его и увидел Пырьев. А вот Алейников к тому времени уже был всеобщим любимцем, самым узнаваемым актером страны. Роль у него в «Трактористах» невеликая, но это — абсолютный актерский шедевр.
Во всех своих деревенских комедиях, вплоть до «Кубанских казаков», Пырьев создавал иллюзию счастливой изобильной жизни. Точнее, народное представление о том, как должно выглядеть счастье. Оно — счастье, по Пырьеву и, наверное, по его тогдашнему простодушному и доверчивому зрителю, — это всенепременно работа с огоньком, признанная всей страной, орден на груди, щедрый стол, громкие праздники, песни под присмотром и при одобрении как своего, местного, так и самого главного, кремлевского, начальства, которое хоть и далеко, но все видит, все знает, забодай его комар!