Любимая женщина механика Гаврилова
Один день из жизни 38-летней Маргариты Сергеевны. Ее возлюбленный, механик Гаврилов, пропустил собственную свадьбу, но главная героиня все же надеется, что это не его вина и он ее не оставил. А пока она ждет возвращения будущего мужа, вокруг нее происходит множество смешных и печальных историй.
Фрагмент книги Юрия Богомолова «Петр Тодоровский. Творческий портрет»:
«Герои Тодоровского всегда на что-то надеются. Хотя из фильма «Любимая женщина механика Гаврилова» можно заключить, что способность к подобному сильно поизносилась. Заключить это можно по лукавому и скептическому тону, с каким развертывается повествование о женщине, не уставшей верить в свою звезду, в свою судьбу. Она верит, несмотря ни на что, — ни на свои годы, ни на чужие предательства, ни на роковые стечения обстоятельств. Правда, вера эта, судя по тому, как играет свою героиню Людмила Гурченко, покоится не столько на внутренней убежденности, сколько на волевом стремлении верить наперекор всему и всем, даже себе.
Видимо, ее жизнь, как ее шествие по главной улице без оркестра, но с подругой и форсом. Они идут, как королевы, как царственные особы, и посмеиваются над собой, над своим форсом.
Они переводят серьезную и естественную житейскую амбицию — быть ослепительно красивыми, страстно любимыми — в шутку, над которой смеются чуть ли не до слез.
Но самое смешное, как и самое печальное, еще впереди.
Романтическое знакомство механика Гаврилова с его любимой женщиной осталось за кадром, за рамками сюжета. Как, впрочем, и рождение самой романтической страсти. В рамках сюжета — только приготовления к свадебному торжеству, конфуз в загсе из-за неявки жениха-механика, попытка сгладить фиаско вечером в кафе посредством приглашения туда жениха фиктивного.
Но финал всей этой истории оказался счастливым: отыскался-таки механик, пропавший по независящим от него причинам, из-за какого-то невероятного стечения обыденных обстоятельств. Гаврилов в темпераментном исполнении артиста Шакурова к тому же завидный мужчина, не чета фиктивному, подставному. Словом, все хорошо, что хорошо кончается.
Тем не менее какой-то грустный осадок от такого финала остался.
Мы видели, как легкомысленная затея с бракосочетанием приобретает драматический оттенок, как шутка переводится в серьезную житейскую амбицию, в вопрос жизни, а может быть, и смерти.
Ирония в том, что авторы не опустили историю зарождения любви своих героев. Просто истории как таковой не было. Была встреча, и сразу явилось убеждение, что они — механик и его любимая женщина — созданы друг для друга. Это бог так удачно в кости сыграл.
В «Городском романсе», помнится, молодые люди сначала познакомились, потом разбежались, потом искали встречи, потом хорошенько узнали друг друга, пожили вместе и разошлись. А здесь довольно оказалось увидеть друг друга, сказать несколько фраз и тут же обоюдно увериться в невозможности жить друг без друга. И дело, по всей вероятности, не в силе страсти, а в степени удачи.
Житейская быль об одинокой женщине на наших глазах преобразуется в театральный водевиль, который едва не оборачивается драмой, но кончается все-таки как водевиль — показательно-оптимистически».