18+

Цена

Драма
1969
108 мин
СССР
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя

Фильм создан по мотивам пьесы американского драматурга Артура Миллера. Местом встречи двух братьев, не видевшихся 16 лет, становится старый дом их отца, который умер, а причиной встречи — продажа отцовской мебели. Преуспевающий врач и небогатый полицейский ведут диалог, в котором раскрываются их разные жизненные позиции.

Несмотря на сюжет, лишенный всякой политической подоплеки, судьба фильма оказалась нелегкой. Его автор — режиссер Михаил Калик, ранее известный по картине «До свидания, мальчики», — в 1971 году эмигрировал в Израиль. Произошло это после ареста другой известной работы режиссера — фильма «Любить». В итоге его последняя лента, снятая до отъезда, пролежала «на полке» 20 лет. Премьера «Цены» состоялась только в 1989 году.

Фрагмент статьи Олега Ковалова, опубликованная в книге «Новейшая история отечественного кино. 1986–2000»

<…> Вместе с Василием Аксеновым, Юрием Любимовым, Андреем Синявским, Эрнстом Неизвестным, Владимиром Войновичем на родную землю ступил и Михаил Калик.

Записанный в шестидесятники, он был не из тех, кого разбудил ХХ съезд. Еще в пятьдесят первом его сорвали со студенческой скамьи и швырнули в свирепый таежный лагерь, где он сумел выжить, а после реабилитации вернулся во ВГИК. И как бы наперекор судьбе, которая вела его к суровому социальному кино, снял фильм «Человек идет за солнцем» — звонкий, прозрачный, напоенный поэзией инфантильного неведения. Изломы биографии Михаила Калика лишь подчеркивают внутренний склад его поколения, мечтавшего заново переиграть историю, вернувшись в некую изначальную точку, откуда пошло «искривление», и начать с чистого листа. Ребенок, открывающий мир, стал одним из главных героев искусства «оттепели», и название фильма Михаила Калика словно подпись к наивному детскому рисунку. Маленький мальчик идет за солнцем — вот и весь сюжет фильма, который складывался из россыпи зарисовок и лирических импровизаций. М. К. наверстывал украденное у него казенными догмами, создавая бесценный документ эстетических пристрастий молодежи эпохи «разорванного занавеса». Когда скопом обрушились открытия прошлого и настоящего, когда современным искусством считались и абстракционизм на выставке США в Сокольниках, и «телеграфная проза» Хемингуэя, и Красный шар, и завитки-мазки Ван Гога.

Михаил Калик увлеченно экспериментировал с изображением (позже, в фильме «Любить», он сплавлял воедино «игровое» действие, хроникальные интервью и съемки скрытой камерой), но сегодня те эксперименты видятся вполне наивными. Зато казавшаяся непритязательной картина «До свидания, мальчики» не состарилась. Прощание с детством в приморском городке словно окутано дымкой лирического воспоминания, и не так уж много было здесь прямых социальных реалий середины тридцатых, однако невысказанная тревога пропитывала самые идиллические кадры, делая их безмятежность хрупкой и обманчивой. Щемящая история несостоявшихся надежд предсказывала скорое окончание исторических времен, отмеренных шестидесятникам… <…>

За предоставленные материалы благодарим интернет-проект «Энциклопедия отечественного кино».

В ролях: Лев Свердлин, Александра Климова, Леонид Галлис, Михаил Глузский и другие
Режиссер: Михаил Калик

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна