Исчезающие народы России. Энцы
С приходом современной цивилизации происходит активная ассимиляция людей разных культур. Многие народности постепенно исчезают с лица земли. Редкие их представители пытаются сохранить и передать традиции и обычаи своего народа. Благодаря им, история жизни коренного населения России раскрывает свои тайны — полезные и поучительные, не потерявшие своей актуальности до сих пор.
Энцы — один из малочисленных народов Севера. Раньше их официально называли енисейскими самоедами. Далекие предки энцев жили на Средней Оби. Первое упоминание о народности относится к XV веку. Позже энцы расселились в низовьях Енисея. По территории проживания, языку и культуре они подразделялись на две этнические группы. Тундровые энцы (хантайские самоеды) жили на самом севере сельского поселения Караул. К ним относится основная часть энцев с самоназванием «сомату». Духовная и материальная культура тундровых энцев почти не отличается от нганасанской. Лесные энцы (карасинские самоеды) проживали в поселках, подведомственных администрации городского поселения Дудинка (Потапово, Усть-Авам, Воронцово). В этой группе сконцентрирована основная часть энцев с самоназванием «пэбай». На формирование образа жизни и традиций энцев сильно повлияли проживающие по соседству ненцы.
С начала XX века энецкие группы были ассимилированы нганасанами и ненцами, но малочисленная народность, всего-то 227 человек, сумела противостоять полному поглощению и слиянию, сохранив свою культуру, язык и обычаи.
В наши дни энецкий язык по большей части используется лишь в быту преимущественно старшим поколением. Носителей осталось не более 15 человек.
С 2012 года управление образования Таймыра реализует проект «Языковое гнездо». В Потаповской СОШ №12 открылась группа по изучению энецкого языка, в которой обучаются дети-энцы, родители которых не говорят на родном языке. Занятия проходят пять дней в неделю по 10-часов с полным погружением в языковую среду. Это позволит учащимся овладеть энецким языком на разговорном уровне. В будущем предполагается увеличить число носителей языка, что будет способствовать сохранению культуры и традиций лесных энцев. Изначально такая методика была придумана в Новой Зеландии для спасения языка аборигенов-маори. Теперь ее широко применяют для сохранения финно-угорских и самодийских языков.
Дарья Болина — единственный на Таймыре специалист по языку энцев, сотрудник управления образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края — говорит о проекте «Языковое гнездо»: «В связи с нынешним состоянием энецкого языка делать прогнозы на будущее достаточно сложно. На наш взгляд, имеются некоторые проблемы в обеспечении преемственности: родители в основном на родном языке не говорят, преподавание родного языка в школе все же не является той базой, где можно овладеть родным языком в такой степени, чтобы он был языком общения».
Основное традиционное занятие энцев — охота на северного оленя. Охотились с луками, коллективно, на перешейках между озерами, загоняя оленей в ловушки с сетями на речных переправах. Для охоты на диких оленей использовали домашних. Специально обученным оленям-манщикам обвивали ремнями рога и подпускали к диким собратьям. Дикие олени вступали в драку с незваными гостями и запутывались рогами в ремнях.
Официально энцы считаются православными, но из-за удаленности и труднодоступности мест проживания энцев, миссионерам не удалось полноценно обратить язычников в православие. В христианство были обращены официально только лесные энцы, а большинство по-прежнему поклоняются явлениям природы, почитают местных духов-хозяев. Их изображения помещаются в особых местах в лесу, на сопках. В жертву духам приносят оленье мясо, деньги и кусочки сукна.
У самодийцев было широко распространено почитание различных зверей, птиц, рыб, но наибольшим почитанием пользовался олень. Олени белой масти считались священными, принадлежавшими верховному божеству Нуму, сотворившему землю и всех, кто на ней обитает. Их не впрягали в нарты, не забивали на мясо.
В старину существовала необычная традиция, связанная с почитанием оленей. Считалось, что бубен шамана — это олень, на котором посредник между людьми и духами совершает путешествие на небо. Прежде чем отправиться в путь, шаман должен был «оживить» бубен. Апогеем становилось достижение шаманом земли, «где светит семь солнц, где камень до неба достает». Свое пребывание в волшебной стране шаман демонстрировал наглядно: изображал, что ему очень жарко и с него ручьями льет пот. Завершался обряд «оживления» бубна всеобщим пиром и кормлением идолов — деревянных фигурок, считавшихся олицетворением предков.
Один из главных праздников самодийских народов был связан с окончанием полярной ночи. Отмечался он в конце января — начале февраля, когда зимнее солнце после длительного отсутствия вновь появлялось на небосклоне. Для проведения праздника выделяли «чистый чум», в котором на протяжении нескольких дней непрерывно камлал шаман. Под звуки шаманского бубна молодежь исполняла старинные танцы и устраивала игры возле «чистого чума». Предполагалось, что это послужит гарантией удачи в предстоящем году. Иногда для праздничной церемонии возводился туннель, именуемый «каменные ворота», возле которого совершались камлания шамана. Все обитатели стойбища трижды проходили через «каменные ворота» вслед за шаманом.
Традиционная одежда у тундровых и лесных энцев была разной. У пэбай большее распространение получила ненецкая одежда, частично трансформированная в соответствии с этнической традицией. Мужской наряд состоял из двух частей верхней одежды. К лобной части капюшона сокуя (верхней одежды) пришивали султан (хохолок) из оленьей шкуры или хвоста. Специфической особенностью костюма было отсутствие наружных поясов, а также цилиндрическая обувь без подъема, аналогов которой у других народов Севера нет. В обиходе энцев присутствовала и специальная танцевальная (погребальная) одежда. Такой наряд впервые шили в возрасте 7 лет и несколько раз в течение жизни перешивали. Неординарным в изготовлении этого убранства было использование в качестве летней одежды старой зимней.
При рождении ребенку давали имя-прозвище, связанное с его внешностью либо с обстоятельствами рождения. При достижении совершеннолетия прозвище сменялось на имя кого-то из близкой родни.
В энецком обществе было завышено представление о «должном». Помимо воровства строго осуждалось неуважение к старшему поколению и гостю. Природа рассматривалась энцами как источник-даритель всего самого необходимого. В пантеоне Матери Природы совершали обряды возвращения «жизненности», предавая земле глаза добытых диких оленей.
Сегодня энцы живут в Красноярском крае. Большинство молодежи работает в учреждениях поселка. Небольшая часть занимается традиционной охотой и оленеводством. Среди современных тундровых жителей энецко-ненецкие семьи составляют около 50%. У лесных энцев смешанных семей свыше 70%.
Смотрите также