5 цитат о зиме из классических романов
Зиму не раз описывали русские классики — «Культура.РФ» выбрала несколько цитат об этом времени года. Читайте о том, какой была зима в родной деревне Ильи Обломова Обломовке, как Лев Толстой описывал Святки и почему зимний пейзаж в романе «Отцы и дети» Тургенева — это «элегия, переходящая в реквием».
Зимние картины из «Евгения Онегина»
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Александр Пушкин. «Евгений Онегин»
В «энциклопедии русской жизни» — романе в стихах «Евгений Онегин» Александра Пушкина — много пейзажной лирики. А зиму в произведении поэт описывает целых три раза: в четвертой, пятой и седьмой главах. Дважды он рассказывает о холодах в деревне, привычках и делах ее жителей — крестьян и дворян. А в седьмой главе Пушкин описал уже зиму в Петербурге: «На синих иссеченных льдах / Играет солнце; грязно тает / На улицах разрытый снег».
Пейзажную лирику в «Евгении Онегине» Пушкин использовал с разной целью. Описания зимы ему нужны и для того, чтобы дополнить портрет главного героя — Евгения Онегина, и чтобы показать быт и нравы жителей России первой половины XIX века.
Святки в «Войне и мире»
Пришли Святки, и, кроме парадной обедни, кроме торжественных и скучных поздравлений соседей и дворовых, кроме надетых на всех новых платьев, не было ничего особенного, ознаменовывающего Святки, а в безветренном двадцатиградусном морозе, в ярком, ослепляющем солнце днем и в звездном зимнем свете ночью чувствовалась потребность какого-нибудь ознаменования этого времени.
Лев Толстой. «Война и мир»
У Льва Толстого в его романе-эпопее «Война и мир» описание зимней природы соседствует с рассказом о Святках. Об обычаях и традициях этого праздника в книге можно прочесть дважды. Толстой описывает Святки в 1806 и 1810 годах.
Пейзаж в обоих случаях служит фоном, а главными становятся эмоции героев. В романе Толстой очень точно передал особое святочное настроение. Филолог Елена Лулудова писала: «Анализ… произведения Л. Толстого показывает, что ему удалось тонко определить своеобразие святочного настроения в народном понимании. <…> С народной точки зрения, необходимы веселье и разгул, ненадолго освобождающие от чопорности и однообразия».
Герои наряжаются, ходят на балы, разговаривают о сверхъестественном. Именно на празднике они могут быть «особенно счастливы и веселы».
Читайте также:
Зима в Обломовке
Зима, как неприступная, холодная красавица, выдерживает свой характер вплоть до узаконенной поры тепла; не дразнит неожиданными оттепелями и не гнет в три дуги неслыханными морозами; все идет обычным, предписанным природой общим порядком. В ноябре начинается снег и мороз, который к Крещенью усиливается до того, что крестьянин, выйдя на минуту из избы, воротится непременно с инеем на бороде; а в феврале чуткий нос уже чувствует в воздухе мягкое веянье близкой весны.
Иван Гончаров. «Обломов»
Зима в Обломовке в книге Ивана Гончарова описана в одной из самых важных глав всего романа — «Сон Обломова». Этот отрывок прозаик опубликовал уже в 1848 году, когда большая часть произведения еще не была готова.
Обломовка для главного героя романа — идиллический край, где всегда царит мир и согласие. Поэтому и зима здесь не кажется суровой, несмотря на мороз и холод. Философ и литературовед Михаил Бахтин заметил, что Гончаров часто пользовался приемом олицетворения, когда описывал природу в Обломовке: «В описании обломовской природы доминирует антропоморфный принцип: зима — «неприступная красавица»… Эта природа как бы сориентирована на человека, человек является модулем этого мира». Обитатели Обломовки не боялись ни снега, ни мороза, а природа в их деревне была будто еще одним жителем.
Зимний «реквием» Ивана Тургенева
Стояла белая зима с жестокою тишиной безоблачных морозов, плотным, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях, бледно-изумрудным небом, шапками дыма над трубами, клубами пара из мгновенно раскрытых дверей, свежими, словно укушенными лицами людей и хлопотливым бегом продрогших лошадок. Январский день уже приближался к концу; вечерний холод еще сильнее стискивал недвижимый воздух, и быстро гасла кровавая заря.
Иван Тургенев. «Отцы и дети»
Тургенева называли мастером психологического пейзажа, а природу в его книгах даже считали отдельным героем. Филолог Сергей Петров писал: «Природа у Тургенева сама живет, дышит, изменяется в каждом своем мгновении, или гармонируя с чувствами и переживаниями человека, или оттеняя их, становясь участником данной нравственно-психологической коллизии или ситуации».
Описание зимней природы в «Отцах и детях» появилось только в эпилоге романа. Литературовед Александр Гаркави назвал этот эпизод книги «элегией, переходящей в реквием» по Евгению Базарову. Основное действие романа происходит жарким летом 1859 года. А как раз после смерти главного героя наступила «белая зима». Зимний пейзаж в эпилоге выступил фоном, на котором развивались последние события книги. Он оттенял переживания персонажей и их эмоции.
«Рождественский роман» Михаила Булгакова
Итак, был белый, мохнатый декабрь. Он стремительно подходил к половине. Уже отсвет Рождества чувствовался на снежных улицах. Восемнадцатому году скоро конец. Над двухэтажным домом № 13, постройки изумительной… в саду, что лепился под крутейшей горой, все ветки на деревьях стали лапчаты и обвисли. Гору замело, засыпало сарайчики во дворе и стала гигантская сахарная голова. Дом накрыло шапкой белого генерала, и в нижнем этаже… засветился слабенькими желтенькими огнями инженер и трус, буржуй и несимпатичный, Василий Иванович Лисович, а в верхнем — сильно и весело загорелись турбинские окна.
Михаил Булгаков. «Белая гвардия»
«Белую гвардию» Михаила Булгакова литературоведы назвали зимним или даже рождественским романом. Действие книги писатель решил начать именно с момента, когда «отсвет Рождества чувствовался на снежных улицах». Сюжет занял два зимних месяца — декабрь и январь, а также первые дни февраля.
В качестве одного из эпиграфов к роману Булгаков выбрал строки из «Капитанской дочки» Александра Пушкина: «Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!» Образы вьюги, бурана, метели стали центральными в «Белой гвардии». Так Булгаков описал революцию, которая изменила привычный уклад жизни героев.
Автор: Анастасия Войко