«Мать» (Всеволод Пудовкин, 1926)
Лекторы: кинокритик Николай Изволов, режиссер Роман Каменский.
Выпускник Первой государственной школы кинематографии Всеволод Пудовкин поступает на работу в киностудию «Межрабпом-Русь» и получает задание экранизировать роман Максима Горького «Мать». В итоге, по словам сценариста Натана Зархи, от романа в фильме осталась только идея — мать разделяет убеждения сына и поддерживает его в революционной борьбе.
Впрочем, фильма могло и вовсе не быть: когда картину монтировали, на студии произошел пожар, который уничтожил монтажный цех и все ленты, над которыми там работали. Сохранился смонтированный позитив, что и позволило восстановить картину, правда, в худшем качестве.
«Мать» входит в список двенадцати лучших фильмов всех времен и народов, который составлен в 1958 году по результатам независимого опроса 100 кинокритиков мира.
Роман Каменский: «Когда шел прокат «Матери», в Россию приехали голливудские звезды Дуглас Фэрбенкс и Мэри Пикфорд. Они посмотрели это кино, Дуглас подошел к Пудовкину и сказал: «Боже мой, я думал что я после «Броненосца «Потемкин» ничего лучше не увижу. Но то, что сняли вы, даже лучше, чем «Броненосец».