Каменный цветок
Сценарий фильма представляет собой композицию по мотивам уральских сказов Павла Бажова. Главный герой — молодой талантливый резчик по камню Данила. Его мастерство признают все в округе, им восхищается его невеста Катенька, но Данила сам себе предъявляет высокие требования. Прослышав, что в подземном царстве Хозяйки Медной горы есть все условия для создания необыкновенной каменной чаши в форме цветка, он отправляется в гости к волшебнице. Той хочется навсегда оставить непревзойденного мастера в услужении, и для того Хозяйка Медной горы старается зачаровать Данилу, чтоб забыл он свою прежнюю жизнь — родных, соседей, невесту Катеньку. Но Катенька преданно ждет Данилу, ищет его наверху. Сила ее чувства не дает чарам подземной волшебницы заколдовать мастера. Данила все-таки помнит невесту и рвется к ней. Хозяйке Медной горы ничего не остается, как отпустить его. Он возвращается со знанием секретов камнерезного искусства. Теперь ему уж точно нет равных.
«Каменный цветок» открыл череду ярких киносказок Александра Птушко, которые сегодня считаются классикой жанра. К 1946 году он уже был известным кинодеятелем, специалистом в области совмещения анимации и игрового кино, изобретателем приемов комбинированных съемок. В 1936-м он снял интересный экспериментальный фильм «Новый Гулливер». И через десять лет, после войны, вернулся к режиссуре. После «Каменного цветка» появятся «Садко», «Илья Муромец», знаменитые «Алые паруса», «Сказка о потерянном времени», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила». Сегодня, в эпоху суперсовершенных компьютерных технологий, эти киносказки кажутся нам наивными именно в части экранных чудес…
Но секрет успеха фильмов Птушко не только в аттракционах — превращениях, исчезновениях, взрывах. Он чувствовал особую интонацию, простую и глубокую философию русских сказок — народных и авторских. Точно подбирал актеров, разрабатывал с ними образы, как в серьезном, «взрослом» кино. Незабываема, например, Хозяйка Медной горы в исполнении Тамары Макаровой. К моменту съемок в «Каменном цветке» эта замечательная актриса-интеллектуалка сыграла достаточно интересных ролей молодых женщин, заняла почетное место ближайшего соратника режиссера и педагога Сергея Герасимова. Но именно Птушко, пригласив ее в свою сказку в эпоху «малокартинья» подарил Макаровой самую оригинальную роль второй половины ее кинокарьеры. «Кстати, неслучайно, что из всех послевоенных ролей Макаровой самой знаменитой стала роль Хозяйки Медной горы в «Каменном цветке», — справедливо замечает киновед Петр Багров («Новейшая история отечественного кино»). — Вот здесь все было уместно: и красота, и царственность, и неприступность, и холод. Как ни странно, Александр Птушко оказался гораздо прозорливее Герасимова и поместил Тамару Федоровну в условия, более соответствующие ее характеру».
В 1946-м наивные, контрастные краски «Каменного цветка» производили впечатление праздника. Фильм Александра Птушко получил в тот год на Каннском кинофестивале приз за лучшее цветовое решение.