Сказка о царе Салтане
Александр Птушко — не только ровесник XX века (режиссер родился 6 апреля 1900 года), но и один из самых значительных режиссеров, посвятивших себя жанру киносказки. И в его, как оказалось, совсем не тесных рамках постановщику удалось проявить себя и как новатору, и как выдумщику.
Фильм Птушко не первый случай, когда пушкинская сказка вдохновляет других художников на отдельное произведение. Наиболее известные примеры — одноименная опера Римского-Корсакова, впервые исполненная в 1900 году. Есть созданный во время войны мультфильм 1943 года Валентины и Зинаиды Брумберг, снятый по передовой технологии ротоскопирования, когда все сцены были сначала сыграны настоящими актерами и сняты на пленку, а потом обработаны, обрисованы и разукрашены аниматорами.
Экранизация Птушко, таким образом, вторая экранная версия пушкинской сказки, но при этом первая, решенная средствами художественного кино.
И здесь в полной мере использованы все фирменные приемы Птушко. Богатые, подробные и масштабные декорации и массовка. Стихи Пушкина. Живописные пейзажи и герои, будто сошедшие с полотен Васнецова. Юмор, детский, почти инфантильный взгляд на вещи… и мудрость, почерпнутая не только в собственном опыте, но и в исторической памяти целого народа.
То же касается и художественных образов. Птушко активно использует комбинированные съемки, создавая малыми средствами эффект масштабного морского боя князя Гвидона (одна из первых по-настоящему звездных ролей Олега Видова). Или ощущение погружения под воду дядьки Черномора и его войска. А стоит царю Салтану (Владимир Андреев, ведущий актер Театра имени Ермоловой, много лет проработавший в нем главным режиссером) как следует разгневаться, узнав, что царица (Лариса Голубкина, Шурочка Азарова из «Гусарской баллады») родила в ночь не то сына, не то дочь, как вырезанные из камня львы, покоящиеся на подлокотнике трона, благодаря фокусам с монтажом буквально оживают. Обращаются в хорошо загримированных пуделей, чтобы в страхе ускакать куда подальше, а уже в следующем кадре натурально пустить слезу. Птушко ничего не стоит заставить своих героев парить по небу, всего лишь запустив пленку в обратную сторону. Сказочного эффекта он может добиваться и самыми простыми методами: наградив белого лебедя тонким голосом царицы, а белку, добывающую из орехов чистый изумруд, чуть ли не оперным контральто. И все это под ироничную музыку композитора Гавриила Попова, известного в том числе работой к фильму «Чапаев».
Как и всегда, помимо целой россыпи великолепных образов, «Сказка о царе Салтане» у Птушко существует вне времени и эпохи. В ней нет ничего от нового, радикального и стремительного времени 60-х. Как и остальные сказки Птушко, она остается одновременно передовой с точки зрения киноискусства и насквозь традиционной, прочно лежащей на фундаменте народного фольклора и тем самым полностью созвучной и пушкинскому замыслу, и его поэтической стилистике. «Сказка о царе Салтане» — предпоследний фильм режиссера, за который он получил приз Всесоюзного кинофестиваля 1968 года, проходившего в Ленинграде.