Спортлото-82
Поздние комедии Леонида Гайдая далеко не так популярны, как те, что он снимал в золотой век исторических похождений Шурика, Труса, Балбеса и Бывалого. Между тем даже не самые удачные фильмы Гайдая — это все-таки фильмы Гайдая. Мастера, умевшего смешить, как никто другой в истории нашего кино.
«Спортлото-82» — красивая «южная» комедия, где действие происходит на Черноморском побережье, где есть солнце, море, горы, шашлыки и вино, а также песни в исполнении Кобзона и Боярского (Михаил Боярский, кстати, пробовался на несколько ролей в фильме, но в результате остался только голосом), блондинка в модном купальнике, что по тем временам казалось вызовом и невероятной дерзостью — до этого Гайдай позволял себе нечто подобное только в «Бриллиантовой руке», где он раздевал до купальника и даже дальше обольстительницу Анну Сергеевну. Ну и, конечно, авантюрный сюжет, выстроенный вокруг одного-единственного билета лотереи «Спортлото».
Эта лотерея благополучно дожила до наших дней, но в те далекие времена она была фантастически популярна. Фильм Гайдая, по сути, является большим рекламным роликом «Спортлото», но это все-таки рекламный ролик, снятый великим режиссером.
Четверо пассажиров едут в одном купе в Южногорск. Главный герой — сугубо положительный юноша Костя — знакомится с прекрасной блондинкой Таней, которая отправляется отдыхать на юг, где ее ждет жених. Также в купе имеются спекулянт Сан Саныч, будущий главный отрицательный персонаж, а также еще один молодой человек — он в дальнейшем сыграет немаловажную роль в развитии сюжета. Все четверо читают один и тот же модный детективный роман писателя Гениана Зеленого (в те годы вот так, запоем, читали только детективы Юлиана Семенова): четыре книги в одинаковых обложках лежат на столике купе. Костя дарит Тане билет лотереи «Спортлото». Разумеется, спустя несколько дней выяснится, что билет выигрышный, причем выигрыш очень крупный. Также разумеется, что билет находится в одной из четырех одинаковых книжек. Дальше — интриги, погони, попытки парочки спекулянтов (Сан Саныча и его помощника Степана) найти счастливый билет раньше Тани и Кости, которые к финалу, как водится, обрели счастье, а заодно и лотерейный билет.
Гайдай играет с классическим сюжетом авантюрных комедий: есть некий выигрыш, клад, джокер, и несколько групп людей его ищут, преодолевая полуфантастические и всегда смешные препятствия. Пример такой сюжетно-жанровой схемы — комедия Стэнли Крамера «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир». Гайдай и сам прибегал к этой конструкции, когда экранизировал роман «Двенадцать стульев». Но похождения героев, их облик и образ мыслей точно характеризуют эпоху позднего советского застоя, когда высокие моральные ценности социализма все еще в чести, но уже бродит по стране призраком в облике лотерейного билета будущий капиталистический рай.
И еще одно обстоятельство, которое делает эту комедию интересной для всех, кто любит Гайдая. «Спортлото-82» — фантазия мастера на тему его великих комедий. О блондинке в купальнике мы уже говорили. Также в наличии жулик в акваланге (привет Папанову с его «Клевать будет так, что клиент забудет обо всем на свете!»), дерево, с которого когда-то Никулин бросался орехами, и камень, на котором Варлей пела о медведях, трущих земную ось.
Нас всех тянет к местам, где когда-то мы были счастливы. Видимо, и Гайдая также тянуло к местам съемок его прежних комедий. А нас — по этой же самой абсолютной формуле — тянет к самим этим комедиям.