Отцы и дети
Постановка Евгения Симонова в Малом театре — максимально приближенное к литературному первоисточнику сценическое воплощение одного из главных романов XIX века «Отцы и дети». В центре романа Тургенева конфликт поколений, спор двух культур — людей старого времени, представителей дворянства Павла и Николая Кирсановых, и молодых — Аркадия Кирсанова и его друга, разночинца Евгения Базарова. Последние называют себя нигилистами, то есть «теми, кто не принимает ни одного принципа на веру». В глазах Базарова эти ухоженные степенные старики, читающие Пушкина и в свободное время играющие на виолончели, — бесполезные для общества романтики, «их песенка спета».
Неслучайно в спектакле Евгения Симонова братья Павел и Николай Кирсановы в исполнении Евгения Велихова и Николая Анненкова очень похожи друг на друга, так же как и Базаров (Виктор Коршунов) с Аркадием (Юрий Васильев). Старики братья — седовласые щеголи, одетые несколько старомодно, верные своим убеждениям и настойчиво их защищающие. Они трепетны и чувствительны, в своей душе они немного поэты, преклоняющиеся перед красотой и искусством. Для Базарова, циничного и самоуверенного молодого человека, почитающего науку и ценящего практическую сторону любого дела, красота, искусство и женщины — глупости, «портящие нервную систему». «Химик полезнее всякого поэта», — заявляет Базаров. Павел Кирсанов говорит ему: «Мы люди старого времени и все принимаем за веру. Интересно, как будете существовать вы в безвоздушном пространстве…» Но Базарова этот риторический вопрос Кирсанова пока не задевает и не трогает.
Появление молодого нигилиста семейство Кирсановых воспринимает по-разному. Аркадий ослеплен и восхищен своим другом. Он относится к Базарову как к своему учителю и наставнику. Но, будучи по крови Кирсановым, оскорбляется, когда тот позволяет себе отпускать ироничные и колкие комментарии в адрес дяди и отца. Базаров насмехается над влюбленностью Павла Кирсанова, втайне неравнодушного к молодой сожительнице своего брата Фенечке, а в прошлом страстно влюбленного в загадочную княгиню Р. Базарову кажется диким и глупым «всю свою жизнь ставить на карту женской любви», быть столь зависимым от чувства. Павел Кирсанов решительно настроен против Базарова. Для него Базаровы — шарлатаны, «противные самовлюбленные юнцы», не чтущие отцов и идеалы. Отношение Николая Кирсанова более сдержанно. Для него процесс смены поколений естественен: старики неизбежно должны уступить место молодым, каких бы взглядов те ни придерживались. Старикам необходимо понять и принять их.
Базаров и Аркадий в исполнении Коршунова и Васильева — сильные, волевые, деятельные и ни в чем не сомневающиеся молодые люди. Для своих побед им необходимо «расчистить место». «Мы ломаем, потому что мы сила», — гордо заявляет старикам Базаров Коршунова. Они одеты с иголочки, по последней моде, как столичные денди. Они свободно ведут разговоры о политике, о судьбах народа и с пренебрежением поглядывают на стариков, отставших от прогресса. Хотя все же Коршунов играет Базарова так, что сложно представить этого лощеного денди, немного напоминающего пушкинского Онегина и байроновского Чайльд-Гарольда, собирающим лягушек на пруду для своих научных испытаний. Он кажется слишком брезгливым, самовлюбленным и занятым лишь собой. Базаров Коршунова мрачно загадочен. Он бросает хитрые и заигрывающие взгляды на женщин. Он не человек науки и труда, но, скорее, одинокий странник, сошедший со страниц поэм Байрона. На нем лежит печать обреченности. Уже в финале спектакля перед смертью он скажет: «Ведь я — гигант, гордый дух». Именно такого человека и играет Коршунов на протяжении всего спектакля.
Политически-социальным спорам Кирсановых и Базарова, занимающим большую часть романа Тургенева, Симонов отводит более скромное место. На первый план выходит тема сломленного и покоренного гордого духа. Базаров, для которого любовь представлялась не чем иным, как «белибердой», страстно влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову (Руфина Нифонтова), проживающую неподалеку от имения Кирсановых. Эта красивая, сдержанная и интеллигентная женщина простыми вопросами ставит под сомнение прежние убеждения Базарова, заставляя его почувствовать себя в «безвоздушном пространстве». В том самом безвоздушном пространстве, о котором говорил когда-то Кирсанов. Для Базарова чувство любви мучительно, он утрачивает почву под ногами, ощущает позорное для себя чувство зависимости. На признание Базарова Одинцова отвечает отказом, прежде всего потому, что боится его мятущегося гордого духа. «Вы хотите полюбить, но полюбить вы не можете», — говорит она. Базаров в отличие от Аркадия, нежно и жертвенно влюбленного в младшую сестру Одинцовой, Катерину Одинцову (Людмила Пирогова), не верит в любовь, он боится ее (заметно, насколько он напряжен, сдержан, закрыт на свидании с Одинцовой) и потому не получает ответного признания. И в то же время он понимает, что не сможет жить дальше так, как жил прежде. Смерть для него единственное спасение от любовных мучений. Циничный и самоуверенный Базаров на самом деле оказывается простым несчастным человеком, искавшим любви, но боявшимся себе в этом признаться.