Гори, гори, моя звезда…
Фрагмент интервью Алисы Бруновны Фрейндлих в «Российской газете»:
<…> «Когда же наступает определенный возраст, то ролей не так уж много. Приходится напрягаться, специально выискивать что-то в драматургии, стоящее внимания. Но я понимаю, что всяческая пробуксовка опасна. Поэтому постоянно ищу себе какое-то дело. В один такой «безролевой» промежуток сделала спектакль-концерт «Гори, гори, моя звезда» на стихи Марины Цветаевой. 10 лет мы выступали с ним не только в России. Мы — это я и два актера нашего театра, Владимир Балагин и Анатолий Коптев, прекрасные гитаристы, составившие «Кавалер-дуэт». Они в пении хорошо меня «прикрывали», старались помочь там, где нужно. Потом я уже петь не могла, и мы закрыли спектакль».
Фрагмент статьи Н. Кожевниковой «Я позволяю себе роскошь работать в театре» в газете «Невское время» (1997 г.):
«Алиса Бруновна Фрейндлих редко соглашается на интервью, полагая, что жанр этот слишком субъективен (театральная рецензия предпочтительнее). Но для нынешней встречи с журналистами повод нашелся серьезный. 18 апреля в БКЗ «Октябрьский» состоится музыкально-поэтический вечер «Гори, гори, моя звезда…», посвященный 40-летию творческой деятельности актрисы, чье искусство, отношение к профессии, чистоту интонации на сцене и вне ее благодарный зритель склонен считать камертоном. Хотя своенравная актерская судьба могла менять театральные адреса, «кодекс» искусства Фрейндлих влиянию внешних обстоятельств не поддавался. Она звезда номер один на петербургской театральной сцене. И, собственно, само «звездное» определение обретает полноту и истинный смысл благодаря феномену Алисы Фрейндлих. Творческий вечер актрисы пройдет в огромном концертном зале, что неожиданно. Казалось бы, эта форма общения артиста со зрителем предполагает камерность… Но Алиса Бруновна, уходя от вопроса, почему 40-летие творческой деятельности ей суждено праздновать не на театральной сцене, отвергает саму формулу «творческий вечер»:
— В принципе, я не совсем понимаю, что такое «творческий вечер». Конечно, это и не концерт. Скорее, ближе к спектаклю, потому что в программе есть единство атмосферы и тянется единая интонационная ниточка. Если бы существовал такой жанр «классик-шоу», я бы назвала это так… Программа объединяет поэзию Серебряного века, стихи Цветаевой, Мандельштама, а также романсы, которые «прошивают» эту поэтическую ткань. На сцене вместе со мною петербургский «Кавалер-дуэт», Владимир Балагин и Анатолий Коптев — замечательное сочетание музыкальной одаренности и актерской принадлежности.
…Программа эта зрела очень давно. Я впервые собиралась выступить с чтением стихов Цветаевой, когда отмечалось 90-летие со дня ее рождения. В Малом зале Петербургской филармонии тогда готовили почти закрытый, «полуподпольный» вечер. Должны были приехать Алла Демидова и другие артисты. Но еще существовали эти цензурные запреты. И в обкоме сказали: «Слишком много одиозных имен для одной афиши — Цветаева, Ахматова, Мандельштам…». И вечер не состоялся. Меня тогда зло взяло, и я продолжала читать эти и другие стихи на своих творческих вечерах. Программа постепенно насыщалась, пока не стала чем-то вроде спектакля. <…>
— Название программы «Гори, гори, моя звезда…» не назовешь неожиданным. Почему вы на нем остановились?
— Вечер начинается и заканчивается этим романсом, и мы взяли эту строчку, несмотря на то, что она многократно была использована. Мы решили, что проглотим эту банальность. Хотя был и другой вариант названия — цветаевская строчка «Серебряные дребезги». Но нам показалось, что это сложнее и не привлечет зрителя. Кинорежиссер Ренуар утверждал, что «суммарный возраст зрительного зала», его средний культурный и интеллектуальный уровень — 12 лет. Конечно, зал во время моего вечера будет заполнен не только гурманами от поэзии. Надо, чтобы и иные пришли. Мы их тоже постараемся захватить, завлечь».