Победа над солнцем
Евгений Штейнер: «Я думаю, что для начала можно будет определить футуризм как направление, но не стилистическое, а скорее, как стратегию художественного поведения. Стратегию художников, поэтов, музыкантов, которые причисляли себя к этому движению и для которых главным был не текст как таковой, а демонстрация поведения. Или, я бы сказал, текст художника, который заключался в нескольких ключевых и определяющих понятиях: разрыв с прошлым; резко негативное отношение к тому, что было сделано до них; агрессивное и иногда провоцирующее на скандал поведение. Эпатаж зрителя, которого намеренно хотели вывести из себя, оскорбить, чтобы пробудить к новой эстетике и новому искусству. Новый язык. Разумеется, одним эпатажем все не ограничивалось. Новый язык как способ общения со зрителем. В ХХ веке. Век динамического ускорения. Век новых скоростей, новых технических машин и изобретений. Напомним, что это первая декада и второе десятилетие прошлого столетия, когда был сделан мощный технический рывок…»
Евгений Семенович Штейнер, профессор НИУ ВШЭ, профессор-исследователь при Центре изучения Японии Школы востоковедения и африканистики Лондонского университета. Специалист по искусству XIX–XX веков, автор нескольких книг по русскому авангарду, в том числе «Победа над солнцем» на английском языке.