Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм
Содержит один из крупнейших в мире архивов киновидеоматериалов, звукозаписей и фотоматериалов, записанных до 1991 г. Фонд содержит более 1,5 млн единиц хранения.
История создания
Большая часть материалов относится к советской эпохе с середины 30-х годов минувшего века до начала 90-х. Это уникальный случай, когда целый исторический период в жизни какой-либо страны имеет столь полную визуальную и звуковую летопись. Здесь есть и кинохроника, и художественные фильмы, и записи первых телепередач, и сводки с фронтов, прочитанные легендарным диктором Юрием Левитаном. Но, конечно, к этому архиву обращаются не только историки. Многие кадры хроники в современных фильмах и телепрограммах, архивные записи исполнителей музыки и песен советской поры взяты именно отсюда.
Архивы Гостелерадиофонда начали формироваться еще в конце 1930-х годов, когда в Москве был открыт «Дом звукозаписи» на Малой Никитской улице. В нем расположилась первая советская фонотека, «золотой фонд радио». Сначала записи радиопрограмм хранились на грампластинках, но в первые послевоенные годы их вытеснила магнитофонная пленка. В конце пятидесятых, когда у радио появился могущественный соперник в виде телевидения, было решено объединить аудиоархив с фильмофондом. Однако огромные бобины кинопленки (видеомагнитофонов в те годы еще не существовало) требовали большего места и особых условий для хранения. Именно тогда и был построен производственный комплекс в подмосковном Реутове, куда стали отправлять архивы телепередач. А радиоархивы перенесли в здание на Пятницкой, в котором расположился и Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию. Здесь же, на Пятницкой, в те времена находилась часть телевизионных и радиостудий. Именно здесь в 1964 году впервые вышла в эфир радиостанция «Маяк». Тут же готовили и программы для вещания на зарубежные страны, а в их подготовке Гостелерадиофонд принимал активнейшее участие. В середине 1970-х годов к его названию стали прибавлять приставку «Всесоюзный», а архивы расширились настолько, что для них понадобились новые площади.
«Период цифры»
В 1980-е фонду было выделено еще несколько помещений — часть аудиозаписей «переехала» в здание на Новой Басманной. Однако время не стоит на месте: закончилась эпоха аналоговых записей и наступил период «цифры». Появились компьютеры, Интернет. Хранить миллиарды новых записей, которые может ныне сделать каждый, — нелепо и невозможно. И с начала 1990-х годов Гостелерадиофонд превратился в бесценный архив минувшей эпохи. Сегодня его фонды постепенно переводятся в цифровой формат, однако работа эта очень кропотливая: каждая ветхая кинолента, каждая осыпавшаяся магнитофонная пленка требует особого внимания. Но чем быстрее идет наша жизнь, чем точнее ее ритм фиксируется в Интернете, на цифровых роликах, в камерах мобильных телефонов, тем драгоценней становится коллекция записей минувшего века, хранящаяся здесь. Это свидетельство другой жизни, другой истории, другого течения времени.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует