Комплекс «Башкирский Урал»
Здесь обитает редкий вид среднерусской медоносной пчелы, производящей мед необыкновенных свойств. Цель заповедника и заказника — сохранить традиции башкирского бортничества.
Здесь множество рек и долин, склоны гор покрыты лесами, а поймы — разнотравными лугами. Леса здесь удивительно разнообразны: есть и привычные для горных пейзажей сосновые рощи и ельники, но чуть ниже доминируют широколиственные растения — липа, клен, вяз и дуб. В лесах и на лугах обитает множество диких животных (самые крупные — бурые медведи), в реках плещутся форель и хариус, а из птиц гнездятся черный аист, сапсан, скопа, серый журавль, сизоворонка, удод, филин и другие виды, многие из которых занесены в Красную книгу. Пищи им хватает с лихвой, потому что Шульган-Таш — энтомологический рай: одних только бабочек 378 видов. Но самый известный в здешних местах представитель животного царства еще мельче бабочки. Это дикая пчела.
Бортничество в заказнике
Бортничество — это целое искусство. Дерево (обычно сосна) для борти выбирается максимально толстое, не меньше метра в диаметре, чтобы дупло ему не слишком повредило. Борть выдалбливается довольно высоко, на высоте 6-12 метров, чтобы не стала легкой добычей для медведей. Сперва в дереве вырезают неширокую щель, а потом уже через нее «выбирают» дупло специальным инструментом. Глубина должна составлять около метра, дно приходится тщательно зачищать. Сбоку прорубается леток для пчел, борть оставляют на два года сушиться, и только потом туда можно заселять пчелиную семью. После этого пчел тревожат лишь раз в год. Бортевик в мягкой обуви взбирается на дерево с помощью плетеного ремня, «кирама», и осторожно извлекает из дупла медоносные соты.
К моменту основания заповедника в 1958 году тут была едва ли не единственная территория на Южном Урале, где сохранилась местная популяция медоносной пчелы (бурзянской бортевой пчелы, или «бурзянки») и древний народный промысел — бортничество. Название промысла происходит от слова «борть»: так называли искусственное дупло, которое выдалбливалось в живом дереве. Однако собирали и мед из диких дупел, где пчелы селились сами по себе. Правда, при этом всегда приходилось внимательно глядеть по сторонам: бортничеством задолго до людей начали заниматься медведи. Они залезают на деревья и лакомятся медом и в наши дни, не обращая внимания на соседство человека. Местный мед всегда славился своим качеством. Растения-медоносы липа и клен составляют немалую часть лесных массивов заповедника.
К сожалению, год от года количество диких пчел в этих краях уменьшалось. В советские времена бортничество было не в чести по экономическим причинам, и новые дупла для пчел не делались. К тому же, одна за другой случались засухи, да и медведи вносили свою лепту в уменьшение численности пчелиных семей. В 1970-е годы, говорят, их оставалось здесь всего восемнадцать. Понадобилась огромная работа ученых и егерей, чтобы популяция уникальных пчел хотя бы немного восстановилась.
Сегодня в заповеднике в условиях искусственных дупел — бортей и колод — обитает уже 138 семей пчел, и еще несколько сотен живут под присмотром человека в ульях. Пчеловодством теперь увлекаются практически все сотрудники заповедника. Здешний мед ценится очень высоко: в сущности, чуть ли не единственный шанс попробовать именно его, а не подделку — приехать сюда и купить прямо на пасеке.
Шульган-Таш
Шульган-Таш славится не только медом, но и уникальным археологическим памятником, открытым в середине XX века. Это фрески первобытных людей, сохранившиеся на стенах огромной карстовой пещеры. Капова пещера, или Шульган-Таш (ее именем и зовется заповедник, который изначально назывался Прибельским филиалом Башкирского государственного заповедника) оказалась настоящим подарком для археологов. В ней течет подземная река, на берегах которой и были обнаружены великолепно сохранившиеся образчики живописи эпохи палеолита — фигуры людей, изображения мамонтов и других диких зверей.
Название «Капова пещера» происходит то ли от звуков капели со сталактитов, то ли от слова «капище» — в Средние века пещера использовалась башкирскими племенами в ритуальных целях. На самом деле пещера, помимо реки, скрывает в себе целый «трехэтажный» подземный мир с залами, галереями и озерами. Протяженность ее коридоров около трех километров. Это одна из крупнейших карстовых пещер в Европе. До открытия здесь фресок эпохи палеолита считалось, что наши далекие предки обращались к рисованию лишь в редчайших случаях. На тот момент подобные фрески были найдены только на территории Франции. В Каповой пещере обнаружилось больше 170 наскальных рисунков, созданных примерно 14 000 лет назад. Это чрезвычайно реалистичные сцены из жизни, изображения людей и животных (в том числе мамонтов), выполненные охрой с добавлением жира. Рисунки произвели в научных кругах настоящий фурор, и их изучение продолжается до сих пор. Кстати, в пещере сохранились уголки, в которые пока не ступала нога человека, и, очевидно, ученых еще ждут новые открытия.
Капова пещера обратила на себя внимание ЮНЕСКО, и благодаря ей Шульган-Таш включен в предварительный список объектов Всемирного наследия этой организации. Так что отнюдь не пчелы прославили «медовый заповедник» на весь мир.
Что необходимо посмотреть в заповеднике:
Музей-гостиная «Пчелиный лес»
Находится на тропе, ведущей от въезда в заповедник к Каповой пещере, пройти мимо нее невозможно. На близость «медового музея» указывают и расположенные рядом пасеки. Здесь можно познакомиться с историей бортничества и, что самое главное, продегустировать разные сорта меда. Разумеется, лучше всего тут же и купить мед. Кстати, у въезда в заповедник есть небольшой кемпинг, где можно остановиться с машиной и поставить палатку.
Капова пещера
Это одно из самых притягательных мест для туристов, однако надо иметь в виду, что зайти можно только в первые залы, где посетителям демонстрируются копии найденных фресок, сделанные реставраторами из Третьяковки. Дальше — закрытая территория, на которой работают ученые. Говорят, большая часть пещеры до сих пор не исследована, ее изучению мешают глубокие провалы и наполненные водой полости.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
Статьи с упоминанием этого места