Сергей Яковлевич Лемешев — выдающийся советский оперный певец, лирический тенор, лауреат правительственных наград и званий. Обладая от природы красивым голосом и приятным тембром, он сумел развить свой талант до максимальной степени. Вокальное мастерство составляло большую часть его жизни, он умел вложить в своих сценических героев столько чувства и характера, что зрителя не покидало ощущение истинности происходящего на сцене. Исполнение артиста покоряло сердца и вызывало искренние слезы на глазах слушателей. Будущий певец родился 27 июня (10 июля) 1902 года в селе Старое Князево под Тверью. Когда подростку исполнилось 14 лет, дядя отвез его в Петроград учиться сапожному мастерству. Ремесло приносило совсем скромный доход, зато юноша впервые увидел огни большого города. Сельский парень узнал, что такое кинематограф, театр и опера. Изумлению не было предела, когда он понял, что пение может быть не только развлечением, но и профессией, приносящей немалые деньги. Вскоре грянула Октябрьская революция, и дядя с племянником решили вернуться в родную деревню. После Сергей поступил вместе с Алексеем в местную художественно-ремесленную школу. В учреждение братья попали благодаря собственным талантам. Молодые люди брались за любое дело. Когда во время работы парни дуэтом исполняли народные песни, их застал директор учебного заведения Николай Квашнин. Моментально распознав талантливых самородков, он пригласил ребят в свою школу обучаться пению. Алексей лишь посмеялся над этим предложением, считая творческую профессию несерьезной, а будущий мастер сцены целиком отдался занятиям. С юным дарованием занималась супруга Квашнина Елена Николаевна, в свое время окончившая Саратовскую консерваторию. Она считала, что у подопечного лиричный, глубокий и проникновенный голос. Занятия велись не только по вокалу и нотной грамоте. Юноша восполнял пробелы в образовании в области грамоты, литературы, истории, изучал французский и итальянский языки. Зимой 1919-го подросток в валенках и ватнике по морозу пешком прошагал 40 верст до Твери, решив кардинально изменить свою судьбу. Переночевав у знакомых, утром парнишка явился в центральный городской клуб самодеятельности, руководителем которого был Николай Михайлович Сидельников. Наставник прослушал репертуар начинающего исполнителя и разрешил ему выступить на вечернем концерте. Успех молодого человека у местной публики был оглушительным. Ему советовали продолжать творческую карьеру, однако делом помочь никто не смог. Уроженец Тверской губернии отправился домой тем же путем. Через полгода юноша вновь вернулся в город, поступил в кавалерийское училище, где получил жилье, форму, пропитание и небольшое денежное пособие. Это дало ему возможность посещать местные театры и концерты, вживую услышать Леонида Собинова и Антонину Нежданову. Параллельно он полтора года отучился в музыкальной школе под руководством Сидельникова.
В дальнейшем состоялось событие, о котором молодой талант давно мечтал, — его приняли в Московскую консерваторию. Направление на учебу было подписано военкомом тверских курсов по рекомендации местного отдела искусств. Примечательно, что студент прошел приемную комиссию при жесточайших условиях отбора: на 25 имевшихся мест было подано более 500 заявок. С 1921 по 1925 годы вузовец обучался в консерватории на курсе Назария Райского. Этот замечательный педагог, в прошлом оперный и камерный солист, был известен своей любовью к незаезженному репертуару и великолепным знанием музыкальной литературы. В заведении неопытный исполнитель внезапно открыл для себя, что до сих пор неправильно использовал голос и вокальные данные. Ему пришлось заново учиться правильно дышать во время пения.
Время стояло революционное. Однако все невзгоды будущий любимец публики переносил стоически, будучи окрылен музыкой и сбывающейся мечтой о любимой профессии. Неформальным местом учебы для молодого человека стали залы консерватории и сцена Большого театра, где в те времена выступали непревзойденные оперные кумиры Леонид Собинов и Федор Шаляпин.
Успех окрылил уроженца Тверской губернии, и он решил заявить о себе широкой публике, дав сольный концерт. Всеобщими усилиями выступление состоялось на сцене ГИТИСа. Гонорар он потратил на новый дом для матери. В 1924-м артист поступил в студию Константина Станиславского, где больше года проходил обучение сценическому мастерству и технике параллельно с учебой в музыкальном учреждении. По окончании консерватории выпускник записался на прослушивание в Большой театр. Тогда же ему поступило заманчивое предложение от директора Свердловского театра оперы имени Анатолия Луначарского. Руководитель уговорил талантливого исполнителя заключить годовой контракт, обещая ему главные роли. В Свердловске Сергей Лемешев проработал около года, затем 2 сезона солировал в Русской опере в Харбине. В 1929–1931 годах тенор радовал зрителей в Тифлисском театре. Во время Великой Отечественной войны солист, как и многие артисты, не отсиживался в тылу, а выступал с фронтовыми бригадами, поддерживая моральный дух бойцов. Именно тогда обладатель чарующего голоса сильно заболел, и обычная простуда обернулась воспалением легких, а затем и туберкулезом. После диагноза врачам пришлось отключить певцу одно легкое. Ему категорически запретили выступать, но народный любимец не собирался сдаваться. Он тренировался, постепенно разрабатывая оставшееся легкое, и вскоре вновь вышел на сцену. Спустя 2 года после победы над Германией деятель гастролировал в Берлинской государственной опере.
За многолетнюю музыкальную карьеру на подмостках деятель искусств исполнил партии в десятках произведений, среди которых Герцог в «Риголетто» Джузеппе Верди, Ромео в «Ромео и Джульетте» Шарля Гуно, Левко в «Майской ночи» Николая Римского-Корсакова и другие. Вместе с ближайшим соратником Иваном Козловским музыкант был ведущим тенором вплоть до 1957-го.
Однако любимой ролью и визитной карточкой в творческой биографии певца стала партия Ленского из оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин». В общей сложности солист исполнил арию 500 раз, и в 501-й — в честь своего юбилея в июне 1972-го. После 1957 года народный любимец периодически возвращался на сцену Большого театра вплоть до 1965-го, все свободное время отдавая режиссуре и педагогике.
Лемешев никогда не прекращал заниматься самообразованием и самосовершенствованием, исполняя эстрадные песни, камерные партии и романсы наряду с оперным репертуаром. Вокалист с гордостью говорил, что в его багаже есть все 100 музыкальных произведений Чайковского, и они во многом помогли ему в работе над творческими образами.
Сведения предоставлены организацией МБУ ДО «ДШИ № 2» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.