Лекция на тему «Особенности придворных танцев эпохи Средневековья»

24 марта 2025
Бесплатно

Танцы простого народа, горожан и крестьян Средневековой Европы значительно отличались от танцев знати, хоть и имели общие названия. В танцах народа всегда присутствовали веселое настроение и импровизация, а танцы знати отличались торжественной степенностью и чопорностью. Эти были по преимуществу медленными, размеренными, состояли главным образом из шагов и покло¬нов. Да и как можно было танцевать в быстром темпе, если движения ско-вывала тяжелая, неудобная для танцев одежда. Мужчины носили обтягива¬ющие трико, пышные штаны, камзол или колет, украшенный драгоценнос¬тями, шляпу, узкие башмаки с длин¬ными клювовидными носками; платья дам были длин¬ными и тяжелыми, с четырехметровыми шлейфами. Разумеется, в таких одеждах им было не до прыж¬ков и энергичных движений. Муж¬чины танцевали обычно в шляпах, дамы — с платками и веерами. В осо¬бо торжественных случаях танцева¬ли с факелами.
Аристократические танцы получили название бассдансов. Для большинства их был характерен мерный, слегка скользящий шаг, поклоны и салюты. Бассдансы — в переводе с французского — собирательное название безпрыжковых старинных придворных танцев. Эти танцы часто называют «прогулочными» танцами. И действительно, они больше похожи на церемониальное шествие, или чинную ритуальную процессию. Гости выстраивались в колонну парами и торжественно-мерным шагом под аккомпанемент монотонной мелодии или собственного пения обходили зал. Этикет придворного общества был очень строгим: он регламентировал тончайшие детали поведения.
Соблю¬дение правил этикета считалось обязательным во время церемоний, при-дворных прогулок, обедов, ужинов, танцевальных вечеров. Это привело к тому, что в придворном обществе появляется учитель танцев — препода¬ватель изящных манер. С особым вниманием относились к исполнению реверансов и поклонов. В ту пору умение делать реверансы и по¬клоны свидетельствовало о принад¬лежности к аристократии: «Даже если вы не умеете хорошо танцевать, вам будет поставлено в заслугу уме¬нье хорошо сделать реверанс». Все¬общее увлечение реверансами было таково, что зачастую в танце преоб¬ладали поклоны, а не танцевальные движения. Дама в ответ также кла¬нялась: ее реверанс был плавным и глубоким, он занимал довольно дол¬гое время, так как надлежало еще аккуратно придерживать платье, что¬бы, не дай бог, не приоткрыть ноги, что в те времена считалось недопус¬тимым. Наконец поклоны оканчива¬лись, и кавалер выводил даму на се¬редину зала. Способы соприкоснове¬ния партнеров также были строго оп¬ределены этикетом. Кавалер мог под¬держивать даму за локоть, иногда за кончики пальцев или накладывать свою кисть на кисть руки дамы, но никогда — обнять даму за плечи или за талию: это могли счесть оскорб¬лением нравственности.
В XIV веке придворное общество стало танцевать «эстампи», или «эстампиды» — парные танцы, сопровождавшиеся инструментальной музыкой. Иногда «эстампи» исполнялись втроем: один мужчина вел двух женщин. Музыкальная форма «эстампи» берет свое начало от песен трубадуров, известных еще в XII веке. Большую роль играла музыка. Она состояла из нескольких частей и обуславливала характер движений и количество тактов, приходящихся на каждую часть. В «эстампи» танцующие могли двигаться вперед и назад плавным, скользящим шагом. В «веселой эстампи» шаги чередовались с небольшими прыжками и подскоками».
В конце средних веков очень увлекались танцем павана, торжественным и благородным, который пришел на смену бассдансам первой половины 16 века. Этот танец обычно начинали король и королева. Исполнялся он под аккомпанемент тамбурина, деревянных инструментов и флейты.
В конце средних веков во Франции и в других странах Западной Европы при дворах начали ставить первые балеты, обычно после торжественных пиров. Например, в 1489 году Бергонцо ди Ботта из Тортоне в честь герцога миланского Галеацо Висконти и его невесты Изабеллы Арагонской дал пышное театрализованное представление с музыкой, песнями и танцами. Но основное место в нем занимали танцы. Подобные зрелища до конца средних веков имели место при каждом дворе, но по всюду они были разными.
Ведущими хореографами того времени были Фабрицио Карозо (в 1581 году издал книгу «Танцовщик», где описал танцы Венгрии технику их исполнения) и Чезари Негри в Италии, Бальтазарини и Туано Арбо во Франции. Тоже выпустил книгу под названием «Орхнсография», построив ее в форме диалога.
Подводя итог вышесказанного, можно отметить, что в эпоху Средневековья танец утвердился в быту, обрел популярность среди широких кругов населения. К этому времени относятся и робкие попытки театрализовать его, вывести на примитивные сценические подмостки.

Расписание
Внимание! Указано местное время проведения события

Сведения предоставлены организацией МБУ ДО «ДШИ № 2» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна