Выставка «Дом творчества Виктора Попкова»
По замыслу самих художников, основная идея выставки состоит в том, чтобы подчеркнуть династическую природу 3-х поколений профессиональных художников, найти общие точки сюжетного и пластического соприкосновения, и, в то же время, выявить индивидуальный подход к живописи у всех девяти авторов.
Особый интерес представляет возможность увидеть на примере творческой семьи с известными именами, знаковыми произведениями, самостоятельными творческими поисками, как менялось время и тенденции московской школы живописи в период с конца 1950-х годов и до сегодняшнего дня — как в выборе сюжетов, так и с точки зрения разнообразия художественных трактовок.
Говоря о старшем и среднем поколении, не поворачивается язык назвать общепринятым устойчивым выражением «продукт своего времени» тех творцов, чьим талантом и верностью истинной природе искусства, вне зависимости от соответствующей повестки дня, формировалась эстетика конкретного периода нашей страны.
Глядя с исторического расстояния, конец 1950-х — начало 1960-х формировали возвышающую оптику восприятия действительности, существуя на грани исторического оптимизма и рождения новой эстетики. 1960-е — первая половина 1970-х — период обобщенного образа соцреализма, в широком понимании называемого «суровым стилем». Вторая половина 1970-х — 1980-е — тяготение к театрализации, «эзопову языку» и гротеску, а также к камерному чувству индивидуальности взамен громких деклараций, 1980-е — начало 2000-х — полистилистка, размывающая границы живописи от фотореалистических опытов до оптических возможностей плоскости-пространства и декоративного пятна. «Современное классическое» искусство — полифонический спектр поля творческих высказываний, колеблющийся в диапазоне от сильного влияния фото- и цифрового искусства до возвращения, уже на новом витке, к живому чувству подлинного человеческого переживания, свойственному произведениям, созданным в русле традиции. И в каждый из этих периодов истории искусства семья Попковых вносит заметную лепту.
Творчество Владимира Сергеевича Буланкина (1921-1974) — плоть от плоти своей эпохи: эмоциональная, плотная, нарядная, звонкая московская живопись проявляется как в программных произведениях на тему ленинианы («Ленин среди детей» («Снегири») 1959 года и другие работы), так и в полных жизни, эмоциональных пейзажах-настроениях, написанных с натуры. И в большой картине, и в сюжетной композиции, портрете, пейзаже, натюрморте чувствуется свободное мастерское письмо, но без авторского самовыпячивания, — оно подчинено правде передачи характера и цвета, объему и пространству, органичной сцепленности всех элементов холста.
Виктор Ефимович Попков (1932-1974) — знаковая фигура, в первую очередь, для 1960-х — 1970-х годов, и его влияние на живопись не только московской школы, но и отечественной живописной школы в целом — самостоятельная пластическая линия, актуальная и по сей день. Художнику удалось повернуть пафос изображения деревенского быта, сурового севера, будней городской повседневности в трагически-возвышенные картины-предстояния, монументальные живописные панно, где выразительность образа возводит частное переживание до общего и вселенского («Шинель отца» (1970-1972, ГТГ), «Хороший человек была бабка Анисья» (1971-1973, ГТГ), а декоративность подхода, локализация крупных пятен и уплощение объемов делают живописную ткань повествованием подлинного мистического переживания, — медиатор, пронзительно-трагически живущий и пишущий оголенным нервом всего своего существа.
Творческий путь Клары Ивановны Калинычевой (1933-1999), супруги Виктора Попкова — путь художника, который трансформировался от раннего творчества, под сильным влиянием мужа, к обретению собственного узнаваемого авторского почерка. Начав в 1957 году сотрудничество с издательствами «ДЕТГИЗ» (впоследствии «Детская литература»), «Малыш», она не только создавала иллюстрации для книг «Усатый полосатый» С. Маршака, «Веснушки-хитрушки» Л.Шикиной, «Цветочные часы» М.Файзуллиной и других.
В её работах колоссальное значение играет основной светлый тон, на фоне которого проступают подмеченные наблюдательным взглядом художника характеры. Она много внимания уделяет ритму и принципам подобия: архитектуры — людям, зверят в зоопарке — пришедшим на экскурсию детсадовцам. Притом её интересует не только и не столько пластическое противопоставление, сколько смысловое соответствие персонажей и окружения. В натурных работах, при редуцированной палитре, присутствует внимание к силуэту пятна и цветовой поддержке одного цвета другим — основной цветовой доминанты и её отзвука-повторения.
Юрий Николаевич Попков (род.1954) — не только известный московский художник, узнаваемый своими декоративно-плоскостными философскими картинами-размышлениями, написанными одновременно с тёплым юмором и нотами светлой печали, но и как автор книг, а также один из основателей газеты «Мир живописи» и издательства «Живопись-Инфо 2010». Общественный деятель, автор публикаций в журналах, газетах, каталогах.
Творчество Юрия Попкова — место встречи человека и его представления о мире, каким он должен быть: гармоничным, светлым и наполненным смыслом. Его произведения — это картины-путешествия, в пространстве которых пейзаж соединяется с интерьером, ангелы разговаривают с людьми, а края предметов очерчены контуром, словно перегородчатые эмали или витражи. В его работах — созерцание, динамика, скрытая в статике, жизнь в особом спокойном измерении — вне времени. А главное — предощущение чуда.
Алексей Викторович Попков (род. 1958) формировался как художник в сочетании московской и ленинградской школ. Его натюрморты, выполненные как в современной трактовке наследия «малых голландцев», так и изобильных фламандских, привлекают взгляд зрителя своей внимательной детализацией и сделанностью — иллюзией того, что их можно коснуться. В этюдном пейзажном письме Алексей Попков отходит от скрупулёзности отделки, в натурных этюдах он предпочитает передачу испытанного впечатления, которое надолго сохранит следы памяти на холсте.
Образность пластического языка Ирины Владимировны Попковой (род. 1960) состоит в сочетании пристального наблюдения за окружающим миром и его карнавализации. В своих героях автор улавливает приметы времени, черты преходящего дня, неизменно соотнося их с архетипическими, из века в век повторяющимися образами — прекрасных влюбленных, всегда и по любому поводу заботливых матерей, озадаченных папаш, судачащих базарных сплетниц и скучающих дам.
Любого из персонажей её произведений интересно разглядывать, у неё не бывает «просто» стаффажной фигуры: в деталях и нюансах кроется психология каждого действующего лица, окуная зрителя в атмосферу меняющегося на глазах образа человека. Гротескный, но позитивный юмор позволяет художнику вскрыть среднестатистическую реальность так, что зритель в одном из изображений непременно узнает и себя.
Алексей Юрьевич Молодцов (род. 1977) работает в различной стилистике, ему свойственна как темпераментная манера письма, внахлёст, с широкими эмоциональными росчерками, так и метод почти импрессионистического раздельного мазка, а также сдержанная манера копииста. Пейзажи, выполненные художником, сохраняют впечатление натурного этюда. Избегая жестких контуров, Алексей Молодцов формирует у зрителя ощущение свежести от мимолетно подсмотренного мотива.
Дарья Юрьевна Попкова (род. 1979) избрала основными векторами своего творчества — тему материнства и детства, а авторским наблюдением — тему игры света. Редкая её работа не содержит геометрию солнечных лучей, пронизывающих или рисующих пространство, — и в портрете, и в интерьере, и в натюрморте. Нередко создается впечатление, что именно рисующий свет, — будь то тень от крестовины подрамника в портрете отца или линии играющего солнца в работе с приоткрытой форточкой, — и являются её истинными героями. Наблюдённые жизненные камерные сюжеты и непридуманные натюрморты в мастерской сочетаются в ее произведениях с динамичной декоративностью и композиционно-конструктивным решением холста.
Несмотря на то, что Мария Юрьевна Попкова (род. 1994) ещё только формулирует русло своего будущего творческого развития: область ее интересов — эксперимент, поиски собственного художественного высказывания, — тем не менее, её работы направлены на оригинальность и внятность считывания. Лапидарность трактовки формы, замыкание силуэта внутри себя самого при сохранении объема на чистой плоскости — по-своему диагностируют образ современника. Полиграфическое качество аватара в условиях человеческой разобщенности.
При поколенческой неоднородности и причастности к различному художественному опыту, а также векторам своих almamater: для кого-то это Институт имени В.И. Сурикова, для кого — МСХШ, а затем Академия имени И.Е. Репина, для кого — в первую очередь, МАХУ памяти 1905 года, МГГУ имени М.А. Шолохова или авторитет родительского наставничества, — знак несомненной жизненной удачи — чувствовать общность семьи, где все говорят на понятном друг другу языке.
Выставка живописи «Дом творчества семьи Попковых» — это поистине живая и богатая история, у которой впереди ещё много интересных творческих страниц.
/Вера Лагутенкова
член-корреспондент РАХ
кандидат искусствоведения/
Сведения предоставлены организацией РОО «Московский Союз Художников» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.