«Аида» — это большая опера, гранд-опера (подобно, к примеру, «Гугенотам»
Мейербера), и одновременно лирико-психологическая драма. Как и во
многих других произведениях Верди, психологические проблемы героев
сталкиваются здесь с крупными политическими проблемами. В центре
«Аиды» — любовный треугольник и большая война. Меня утомили типичные
постановки: все эти груды песка, разноцветные иероглифы, слоны,
верблюды… С другой стороны, мне не хотелось ставить «Аиду» так, как ее
сейчас ставят, скажем, в Германии или как поставили в Ковент-Гардене —
с прямыми отсылками к современным военным конфликтам. Я хотел поставить
ее по-новому, необычно, но в рамках того, что содержится в самом
произведении Верди, с уважением к нему.
В длинной истории Египта мы
нашли очень интересный период, когда он был завоеван Суданом и там
появились чернокожие фараоны. Это потом египетскими царями становятся
выходцы из Греции. А наш исторический период ограничен восьмьюдесятью
годами. У нас фараон черный, вся сценография черная, масса очень
красивого, разнообразного черного цвета. Идея этого черного сияния
возникла благодаря археологическим находкам: было обнаружено множество
статуй фараонов, изготовленных из черного вулканического камня. Сцена
станет выглядеть так, словно она покрыта вулканической пылью и песком,
среди которого будут поблескивать кристаллические «стеклышки», ведь, как
известно, в производстве стекла используется песок.
Оперу я знаю
досконально, ноту за нотой, слово за словом, каждый нюанс, каждый
динамический оттенок в партитуре. Самое интересное в ней для меня — это
мгновенные переходы от личной драмы к международной политике. Чтобы не
прерывать поток событий, мы уменьшили число антрактов. Декорации на
колесах позволяют менять их очень быстро, как в кинематографе. Наши
костюмы не скопированы точь-в-точь с древнеегипетских рисунков, это
скорее наша интерпретация древнеегипетской иконографии. Черного грима у
нас не планируется. Солдаты во время триумфального шествия предстанут
в золотых масках, грим главной героини будет оливковым.
«Аида»
впервые была поставлена в относительно маленьком театре в Каире, потом,
на рубеже XIX–XX веков, ее исполняли в европейских театрах, тоже не
очень крупных. Но задумана она была как грандиозная опера, у нее нет
внутренних лимитов. У нас сто сорок артистов хора! В финале второго акта
у нас участвуют триста человек, это ведь триумфальный марш, триумф!
Здесь нельзя ограничиться каким-то маленьким шествием. На постановку
этой сцены меня вдохновил Парад Победы на Красной площади в 1945 году.
Я был потрясен этим зрелищем, тем, как советские солдаты бросали
нацистские знамена. Триумф — всегда чья-то победа и чье-то поражение.
Мы
используем все технические возможности, которые предоставляет новая
сцена Мариинского театра, и надеемся, что постановка понравится
зрителям. Джанкарло дель Монако, режиссер
Сведения предоставлены организацией ФГБУК «Государственный академический Мариинский театр» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.