Концертная программа «Два века русской музыки»
Анонс
В Большом зале Пермской краевой филармонии состоится концерт Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского (художественный руководитель Владимир Федосеев).
Концертная программа «Два века русской музыки» посвящена музыкальному искусству великих русских композиторов XIX и XX веков.
В исполнении оркестра под управлением Дмитрия Юровского прозвучит симфоническая музыка Чайковского, Бородина, Прокофьева, Лядова, Рахманинова, Свиридова.
Концерт откроет произведение Петра Ильича Чайковского, вдохновленное великой историей невозможной любви. Прозвучит симфоническая фантазия «Франческа да Римини», основанная на сюжете из «Божественной комедии» Данте. Если точнее, из пятой песни «Ада», повествующей о трагической любви красавицы Франчески да Римини.
Оркестр исполнит знаменитые «Половецкие пляски» Александра Бородина. Александр Порфирьевич Бородин — выдающаяся личность 19 века: медик, химик, просветитель, поэт и композитор — автор симфоний, квартетов, романсов и великой оперы. Оперу «Князь Игорь» он писал 18 лет! Но так и не завершил свое главное творение. Доработать произведение после смерти композитора взялись его товарищи по «Могучей кучке»: Глазунов на основе заметок дописал музыку, а Римский-Корсаков сделал оркестровку большей части клавира. Спустя 13 лет после кончины Бородина, в 1890 году в Мариинском театре опера «Князь Игорь» впервые появилась на сцене и завоевала оглушительный успех. Особенно полюбились публике «Половецкие пляски» — балетная сцена из оперы «Князь Игорь». В «Половецких плясках» чередуются, создавая контраст: плавные движения танцующих девушек; необузданная, исполненная стихийной силы пляска мужчин; и стремительный легкий танец мальчиков.
На концерте прозвучит Симфония №1 «Классическая» Ре мажор Сергея Сергеевича Прокофьева — одно из лучших творений легендарного композитора XX века.
«Я не люблю пребывать в состоянии, я люблю быть в движении», — вывел главную аксиому своей жизни Сергей Прокофьев. Ему не свойственны типичные для начала века апатия, обреченность, пессимизм. В его творениях всегда много света, юмора, иронии. Кроме того, он тонкий лирик. «Первая симфония» Прокофьева — самая веселая во всей русской музыке. Она миниатюрная и легкая, светится чистыми красками. Владимир Федосеев о Прокофьеве: «Его музыка вечна, она современна, она возбуждает лучшие национальные черты нашего народа».
Программу концерта продолжат такие произведения великих мастеров, как написанная в классическом стиле Прелюдия соч.11 непревзойденного мастера музыкальной миниатюры Анатолия Лядова; «Пляска женщин» и «Пляска мужчин» из оперы Сергея Рахманинова «Алеко», в которых композитор использовал подлинные цыганские мелодии для того, чтобы отразить все оттенки чувств и эмоций: плавное и сдержанное движение в женском танце сменяется задорно оживленным, а стремительный мужской танец завершается бурным, неистовым плясом.
Концерт завершится музыкой Георгия Свиридова. Прозвучат яркие музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель» (Романс и Вальс), а также музыка, написанная к фильму «Время, вперед!» и ставшая символом эпохи.
Государственный академический Большой симфонический оркестр (БСО) имени П.И. Чайковского в 2025 году отмечает 95 лет со дня основания. Он был организован в 1930 году как один из первых симфонических оркестров Советского Союза и первый оркестр отечественного радио. В 2024 году полувековой юбилей руководства Оркестром отметил народный артист СССР Владимир Федосеев.
БСО доверяли первое исполнение своих сочинений Мясковский, Прокофьев, Хачатурян, Свиридов и Шостакович, назвавший оркестр «выдающимся ансамблем выдающихся музыкантов». С 1974 года художественным руководителем и главным дирижером Большого симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио становится Владимир Федосеев, под его чутким и грамотным управлением оркестр достиг необычайного расцвета. В 1993 году коллективу было присвоено имя Петра Чайковского за глубокую интерпретацию сочинений великого русского классика. За рубежом оркестр известен под названием Tchaikovsky Symphony Orchestra.
Дмитрий Юровский — представитель знаменитой дирижерской династии, сын Михаила Юровского младший брат Владимира Юровского. Дмитрий Юровский с 2011 по 2019 был главным дирижером Королевской Фламандской оперы в Антверпене и Генте. В 2011-2018 возглавлял Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония». В 2015-2021 — художественный руководитель и главный дирижер Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. Сотрудничал со многими известными театрами, среди них — Карло Феличе в Генуе, Ла Фениче в Венеции, Массимо в Палермо, Театро Комунале в Болонье, Театро Реджо в Парме, Римская опера, Комише Опер и Дойче Опер в Берлине, Баварская государственная опера в Мюнхене.
Программа
1 отделение
- Петр Чайковский — «Франческа да Римини»
- Александр Бородин — «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь»
2 отделение
- Сергей Прокофьев — Симфония № 1 «Классическая»
- Анатолий Лядов — «Прелюдия», соч. 11
- Сергей Рахманинов — «Пляска женщин» и «Пляска мужчин» из оперы «Алеко»
- Георгий Свиридов
- Романс и Вальс из Музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель»
- «Время, вперед!» из музыки к одноименному кинофильму
В программе возможны изменения.
Сведения предоставлены организацией МБУК «Чердынская централизованная библиотечная система» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.