Лекция «Григорий Фёдорович Пономаренко»

19 февраля 2025
Бесплатно

В России нет человека, который не знает песен нашего знаменитого Григория Пономаренко. Правда зачастую их считают народными, потому что они мелодичны, лиричны и очень душевны. «Ивушка», «Тополя», «Не жалею, не зову, не плачу» и, пожалуй, самая знаменитая — «Оренбургский пуховый платок». Эти песни захватывают дух, вызывают мурашки по коже. «В этот вьюжный, неласковый вечер, когда снежная мгла вдоль дорог, ты накинь, дорогая, на плечи оренбургский пуховый платок…». При звуках этой песни почти у каждого человека начинает щемить сердце. А дальше от любви и нежности и вовсе наворачиваются слезы: «Я готова тебе, дорогая, не платок, даже сердце отдать…» Григорий Пономаренко посвятил эту песню своей маме. Как-то он пошел покупать матери подарок на день рождения, но не знал, что именно выбрать. Решил посоветоваться с продавщицей в галантерейном отделе. Та посоветовала: лучший подарок — оренбургский платок. Пономаренко отправился на базар. У одной из торговок весь прилавок был устлан этими платками. Она не просто предлагала купить красивую вещицу — сняла с пальца обручальное колечко и пропустила изделие сквозь него. Мол, именно таким тонким и изящным должен быть этот платок. Подарок был куплен. Но увиденное произвело на Григория Федоровича такое впечатление, что потом он вместе с поэтом Виктором Боковым написал одноименную песню…» Позже, когда Людмила Зыкина своим мелодичным голосом спела про оренбургский платок, песня завоевала все страну. И наверняка сыграла на руку производителям кружевных изделий. Наверное, во всем Советском Союзе не осталось ни одной женщины, которая бы тут же не захотела получить такую вещь в подарок. На Кубань Григорий Пономаренко приехал, уже будучи известным человеком. Научившись играть на баяне в раннем детстве, любовь к музыке он сделал своей профессией. В середине 50-х годов его песни, вместе с известными артистами, уже пела вся страна. Кубань встретила его восторженно. Первые песни Григорий Федорович написал на стихи Ивана Вараввы. Очень плодотворным было сотрудничество с Сергеем Хохловым. Словом, работал на одном дыхании. С хором, правда, не заладилось. «Григорий Федорович не раз делился: его песни быстро завоевывали популярность — их пели на концертах, на праздниках, за столом, на улицах. Это ли не самая высокая похвала! Но при этом завистники хулили его творчество, издатели не хотели печатать, называя его деревенским баянистом. Но признание никогда не зависело от воли чиновников. Слава шагала за ним не только по нашей стране. В те годы ни один праздничный концерт, «Огонек» не обходился без песен Пономаренко в исполнении Ольги Воронец, Александры Стрельченко, Людмилы Зыкиной, Екатерины Шавриной. Лирическое начало музыки Пономаренко и таланта певиц сливались гармонично, становились образами России. В песнях все было истинно, правдиво, искренне: и печаль, и удаль, и верность, и сердечность. А потом были другие песни, становившиеся популярными мгновенно: «Растет в Волгограде березка», «Тополя». Их вскоре запоют Нани Брегвадзе, грузинский квартет «Орэра», югославская певица Лили Петрович, японский квартет, польский ансамбль, канадская группа. Да как! Пономаренко колесил по стране, не было фестиваля, куда бы его не приглашали. Эти концерты собирали звезд, но самым востребованным был Григорий Федорович. В каждой такой поездке он бил рекорды встреч со зрителями. Снег, пурга, проливные ливни, плохие дороги, нелетная погода, отсутствие респектабельных концертных площадок — ничто его не останавливало. Он по первой просьбе поднимался и летел на БАМ, в Нарьян-Мар, Сыктывкар, на Камчатку и еще, бог знает, в какие дали. Платили за это копейки, но деньги никогда для Григория Федоровича многого не значили. Ему для жизни так мало нужно было — баян, нотная бумага, стол, который ему заменяли капот машины, пенек, собственное колено. Он действительно жил в другом измерении». Настороженно встретили знаменитость только в Союзе композиторов. Вот как об этом вспоминал сам Пономаренко: «Собрались композиторы, сидят хмурые, невеселые. Я проиграл и пропел тринадцать песен. Выступали зло, все свели к тому, что я не знаю фольклора Кубани. На следующий день меня пригласили в организацию СК. Там был секретарь крайкома партии И.П. Кикило. Он и собрал всех композиторов. Разговор был коротким. «Товарищи, вы знаете этого человека? — спросил Иван Павлович и, не дожидаясь ответа, представил меня: — Это заслуженный артист РСФСР, известный композитор Григорий Пономаренко. А знаете его песни?» И пропел «Ивушка зеленая, над рекой склоненная», потом «Оренбургский пуховый платок». «Узнали хотя бы эти две песни? А их у Пономаренко множество, — продолжил Кикило, — и народ поет их, любит. Вы нехорошо поступили. Вам бы за советом к Григорию Федоровичу обратиться». Григорий Федорович был человеком мягким, открытым, искренним. Несмотря на свою известность, он откликался на любые просьбы. Ездил с агитбригадой в поле чествовать колхозников, с радостью присоединялся и отправлялся выступать на полевой стан. Он с большим уважением относился к людям труда, и они это понимали, отвечали ему огромной любовью. Он был гением своего времени. Нередко его песни считали народными. Но разве это не лучшая похвала? Власть его тоже любила. Но он никогда не относился к ней подобострастно. Не терпел этого и в отношении себя». Кубань стала для Пономаренко второй родиной, счастьем и судьбой. Вот как он сам об этом писал: «Здесь я встретил то, что искал всю жизнь. Полсвета обошел, а встретил здесь свою любовь, свою песню — Веронику Журавлеву. И покатил по кубанским станицам, аулам Адыгеи, где мои песни знали, любили, пели. Здесь в 1990 году был удостоен звания народного артиста СССР. Мне ли не любить тебя, моя Кубань, и всех кубанцев, поющих мои песни, в любую погоду заполнявших концертные залы! Мне не всегда здесь было легко, но несмотря ни на что, я всегда благодарил судьбу за то, что живу в чудесном крае. С чудесными людьми». Двадцать девять лет с нами нет Григория Федоровича, и это срок более чем достаточный для испытания временем творчества. Его песни и ныне популярны во всем мире. Их подхватывают и поют новые поколения, которые обретают успех и славу. Его творчество — это высокое искусство, которое уже ничто не может вытеснить. Песни Григория Пономаренко такие, как он сам — искренние, откровенные, правдивые. Они написаны сердцем и душой, написаны человеком, который умел любить по-настоящему и ценить жизнь. Темы песен вечные. Они просты, понятны, певучи

Расписание
Внимание! Указано местное время проведения события

Сведения предоставлены организацией МБУ ДО «ДШИ № 2» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна