Роман Фофанов Графика, Рисунок, Живопись

Событие завершилось
6+

Выставочный зал им. О.А. Коняшина представляет вашему вниманию персональную выставку Романа Фофанова «ГРАФИКА, РИСУНОК, ЖИВОПИСЬ».

«Выставка работ педагога электростальской ДХШ, члена Союза художников России Романа Фофанова представлена несколькими малыми графическими сериями линогравюра, монотипия, цветной карандаш, а также серия живописных работ, выполненных в акварельной технике.

Первый общий взгляд на экспозицию создаёт впечатление динамики, разнообразия, пульсирующего ритма, темперамента. Наибольший основной вес экспозиции составляет чёрно-белая графика. Как бы аттестующей серией из семи «кадров» являются иллюстрации к роману Александра Бека «Волоколамское шоссе». Эти работы настолько выразительны по образному строю, композиции и языку, что запоминаются с первого взгляда, как хорошие стихи. А при повторном — прочно врезаются в память. Вот мгновенно узнаваемый образ генерала армии Ивана Васильевича Панфилова. На плечи накинут армейский тулуп.

Мужественное лицо мудрого воина-полководца с воспалёнными от бессонных ночей веками. Он напряжённо-сосредоточенно размышляет над картой военных действий. Выразительные красивые мужские руки сжимают карандаш. Вся аскетичная обстановка штаба командования охарактеризована скупо и лаконично. Другой «кадр»: воин разведчик на коне, голова вполоборота к зрителю; он, чуть натянув поводья, зорко осматривает снежную долину с перелесками, готовый миг спустя ускакать из поля зрения. А вот немолодой опытный воин привычными движениями ремонтирует пулемёт. По постановке рук и пальцев сразу определяется момент действия на механизме орудия. Каждый кадр иллюстраций Романа Фофанова очень убедителен, словно запечатлён с натуры, — настолько глубоко художник вживается в состояние своих героев. Кто читал этот военный роман А. Бека, тот сразу узнает адресность иллюстраций, великолепное воплощение в них литературных образов воинов, всей боевой обстановки и атмосферы военного времени на подмосковном фронте зимой 1941 года.

И в контраст суровым кадрам по-особому звучат соседние — лиричные, овеянные теплотой мотивы с образами простых сельских тружеников в серии «Бабушка», «Дедушка», «Дядя Ваня». Это воспоминания юности художника, когда он проводил лето в деревне. Бабушка в белом платочке, платье в цветочек и фартуке, босиком, сидя на ступеньках сенцев, кормит хохлушку с цыплятами. Дедушка в сарайчике привычными движениями отбивает косу. А вот другой дедушка поит лошадь из ведра, которое он бережно наклоняет, чтобы лошади было удобно пить. Кадр проникнут ощущением молчаливого взаимопонимания, любви и уважения человека и животного. И озаряющий весь кадр неотразимой приветливой улыбкой колхозный шофёр дядя Ваня, характерным жестом придерживающий открытую перед отправкой дверь грузовика. Каждый кадр гравюр художника предельно сжат и предельно выразителен. Ничего лишнего: но образы и вся обстановка охарактеризованы в полноте.

Острая наблюдательность, великолепная память, умение схватывать в натуре самое существенное, данное от природы, а образованием и опытом взращённое композиционное и образное мышление позволяют художнику оперативно сформировать возникшую идею в художественный замысел и композиционный кадр. Две следующие серии военных иллюстраций выполнены к романам Петра Вершигоры «Люди с чистой совестью» и Виктора Астафьева «Прокляты и убиты». Но это уже другая графическая техника — монотипия. Она позволяет художнику передать световоздушную среду и глубокое пространство, обладает особой мягкостью. И в этой технике Роману Фофанову удаётся художественно выразительно передать героику военных будней Великой Отечественной… Очень впечатляет эпизод беседы Сидора Артемьевича Ковпака с другом — комиссаром Семёном Васильевичем Рудневым. Они едут в простой телеге: расслабленные после длительного напряжения позы, спокойная дружеская беседа передают неторопливое движение гужевого транспорта. Этот кадр как бы сближает зрителя с легендарными героями, делает их близкими и доступными. Мы словно рядом с ними, сопровождаем этот обоз карпатского рейда.

Так же мастерски выполнены гравюры зимних дворов, улиц и окрестностей нашего города, исполненные по натурным зарисовкам.

Гравюра «У Яузских ворот» — образец классически выстроенной композиции городского пейзажа с прекрасной панорамой массива домов и динамическим ритмом пересекающихся дорог, протоптанных тропинок, бурным небом, движущимися машинами и двумя фигурками пешеходов на переднем плане, бредущих, борясь с боковым ветром, наискосок по узкой заснеженной иссечённой чёрными следами дорожке. В этой гравюре автор передаёт не только состояние зимней оттепели, но и создаёт почти симфоническое музыкальное звучание.


Контрастно и изящно дополняют графическую часть экспозиции натурные зарисовки южных мотивов, выполненные цветными карандашами. Особым артистизмом отличаются небольшие акварельные этюды «курортной серии», привезённые с российского побережья Чёрного моря.

Нельзя не отметить, что всё творчество Романа Фофанова проникнуто вниманием и любовью к своей Родине, к её пейзажам, быту, истории.

Роман Фофанов — выпускник электростальской ДХШ 1995 года. Его нынешний художественный стиль и темперамент проявились ещё в художественной школе. Острый, наблюдательный ум, композиционное чутьё и сильные изобразительные способности выдвинули его в ряды ведущих образцовых учеников. В 1994 году в нашем городе проводился международный конкурс детского рисунка «Прошлое, настоящее, будущее», в котором участвовало более 40 стран мира.

Роман Фофанов, участник от нашей ДХШІ, стал обладателем высшей награды — золотой медали. Председателем жюри конкурса был народный художник СССР Виктор Иванович Иванов. После художественной школы Роман окончил факультет книжной графики Полиграфического института. Работал художником в газетах и журнальных издательствах. Попутно осваивал другие художественные специальности, в частности иконопись и резьбу по дереву, компьютерную анимацию, создав впоследствии ряд анимационных фильмов. В нашем городе Роман и его супруга Елена расписали несколько десятков подъездов. Роман считает, что художник должен справляться с любой работой, которая требуется от него как от графика и живописца и обязан выполнить её на достойном художественном уровне.

Уже несколько лет Роман Сергеевич преподаёт в электростальской ДХШ. Как и все преподаватели нашей школы, он заботливый и ответственный педагог и воспитатель. Как и все наши мужчины-педагоги, он мастер на все руки; надёжный и верный товарищ и творчески активный художник с гражданской патриотической позицией.»

Сведения предоставлены организацией МУ «Музейно-выставочный центр» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна