Выставка «Современная архаика. Искусство племен Индии»
Выставка является продолжением серии ежегодных выставок, представляющих различные аспекты традиционных верований народов Индии и проводится совместно с частным коллекционером Т.И. Оранской. Выставку планируется посвятить искусству адиваси — коренных или дословно ‘изначальных жителей’ Индии, племена которых проживали на её территории ещё до прихода туда ариев в середине II тыс. до н. э. Оттеснённые в горы и леса, они сохранили не только этническую, но и культурно-религиозную обособленность, архаичные мифо-религиозные верования и ритуальную практику. Цивилизационное вторжение, особенно усилившееся во второй половине 20-го века, привело к разрушению природных и социальных условий жизни адиваси и их вольному и невольному вовлечению в господствующие формы жизни и мышления. На религиозном уровне это нашло выражение в индуизации, преимущественно шиваитского толка, и христианизации.
Обладая скромным по численности собранием предметов, представляющих этническое и религиозное многообразие Индии, музей для проведения выставок по данной теме обращается к помощи частных коллекционеров. Вот и на этот раз индуистские культовые предметы из музейного фонда будут дополнены мелкой пластикой и картинами частных коллекций Т.И. Оранской и проф. Манфреда Поля (1943 — 2015). Все предметы созданы в XX и XXI веке согласно традициям, насчитывающим тысячелетия, и воспроизводят формы так называемого «примитивного» искусства, в котором черпали и черпают вдохновение многие великие художники современности.
Посетители выставки познакомятся с миром богов, людей, животных и растений такими, какими их представляют себе художники и скульпторы адиваси на рубеже XX — XXI вв. Изменения в культурных традициях племён привели к тому, что в конце XX столетия прежние изображения их богов и иные культовые предметы утратили своё значение и перестали пользоваться спросом. Их создатели оказались в трудной ситуации, выйти из которой им помогли неправительственные индийские организации. При их поддержке художники разработали новую систему образов, отвечающих вкусам широкой публики, и вывели искусство адиваси на международный рынок. Однако традиционный способ производства мелкой пластики при этом сохраняется.
Значительная часть экспонируемой мелкой пластики — изображения шиваитских богов и богинь (Шивы, Ганеши, Дурги и Кали), свидетельствующие о длительном взаимовлиянии верований адиваси и развитого индуизма. Они выполнены в технике «потерянной формы», зачастую со специфической проволочной обмоткой, и происходят из Восточной Индии — штатов Чхаттисгарх и Одиша. Большинство фигурок сделаны в деревне Кондагаон (дистрикт Бастар, Чхаттисгарх) которая известна своей традиционной мелкой бронзовой скульптурой. Здесь же на рубеже 20-го и 21-го веков возник её новый тип — фигурки, вырезанные из металлического листа и изогнутые для придания им объёмной формы. Представленные на выставке картины происходят из Центральной Индии. Они воспроизводят на бумаге акриловыми красками манеру и образы настенной живописи бхильских племён, украшающей стены глинобитных хижин. Авторы картин — Бхури Баи, художница из бхилов, которая в 1970-х годах впервые перенесла эти изображения на бумагу, и члены её семьи, они же её ученики. Дополняют экспозицию фотографии мелкой скульптуры и картин.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.