Астрономические лекции о Солнечной системе и экзопланетах
До тех пор пока астрономию не преподают в средней школе, предлагаем изучать ее вместе с порталом «Культура.РФ». Как ученые планируют использовать космические ресурсы, ищут неизвестные науке планеты и жизнь во Вселенной — смотрите в нашей подборке лекций.
Солнечная империя
Как Земля реагирует на «дыхание Солнца» — солнечную активность? У кого-то перестает работать автомобильный навигатор, где-то выходит из строя линия электропередачи или увеличивается доза радиации, которую получают пилоты. Лекция академика РАН, директора Института космических исследований РАН Льва Зеленого — о пятнах на Солнце и их влиянии на планеты Солнечной системы.
Для чего мы исследуем Луну
Сегодня многие ученые занимаются проблемами альтернативной энергетики. Некоторые предлагают использовать весьма экзотические источники: например, гелий-3 с поверхности Луны. Академик РАН Эрик Галимов рассказывает, как изучали Луну в разные годы, как работали первые советские луноходы и как ученые планируют использовать ресурсы искусственного спутника Земли.
Луна — седьмой континент Земли
Чем интересен состав астероидов, Луны и других космических тел? Существуют ли внеземные полезные ископаемые и как их добывать? Заведующий отделом исследования Луны и планет Государственного астрономического института имени Штернберга Владислав Шевченко рассказывает, как можно использовать ресурсы Солнечной системы. Он предлагает вести на других планетах, спутниках или даже астероидах разработки минералов или строить там станции для подготовки межпланетных полетов.
Спецкурс «Парад планет». Меркурий и Луна
Где на Луне никогда не заходит Солнце, в какой части Меркурия может находиться вода и что такое «холодные ловушки» на поверхности космических тел? Об этом слушатели узнают из выступления заведующего лабораторией Института космических исследований РАН Игоря Митрофанова. Его лекция посвящена происхождению Меркурия и Луны и истории их космических исследований.
Спецкурс «Парад планет». Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и их спутники
После запусков первых летательных аппаратов к «окраинам Солнечной системы» ученые узнали много интересного о планетах-гигантах, их газовых кольцах и спутниках. Например, на спутнике Юпитера Ио ученые обнаружили более 400 вулканов. Планетарные системы Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна Александр Базилевский, заведующий лабораторией сравнительной планетологии Института геохимии и аналитической химии РАН, сравнивает с миниатюрными моделями Солнечной системы. Как планеты-гиганты взаимодействуют со своими спутниками, можно узнать из этого выпуска спецкурса.
Спецкурс «Парад планет». Марс и Венера
Ученые предполагают, что на Марсе могут жить микробы. В его атмосфере периодически появляется метан, который может образоваться в результате жизнедеятельности организмов. Марс и Венера — самые близкие планеты к Земле и так называемой «зоне обитания». Однако их условия жизни весьма экстремальны: температура на поверхности Венеры составляет около 500 градусов по шкале Цельсия, а на Марсе она почти всегда минусовая. Об истории трех планет — Венеры, Земли и Марса — рассказывает заведующий отделом физики планет и заместитель директора Института космических исследований РАН Олег Кораблев.
Спецкурс «Парад планет». Экзопланеты
Есть ли жизнь вне Солнечной системы? Ученые продолжают искать обитаемые уголки во Вселенной и изучают с этой целью экзопланеты — планеты других звездных систем. Их находят с помощью специальных космических наблюдений и вычислений. Академик РАН Лев Зеленый рассказывает, что такое зона обитаемости и какие экзопланеты в нее попадают.