На границе времен и религий
Татарстан возник на границе цивилизаций — европейской и азиатской, в этих местах издревле европейские купцы торговали со своими восточными партнерами. Здесь мирно сосуществуют множество религиозных конфессий, из них самые распространённые — ислам и православие. В древнем Казанском кремле находится и Спасо-Преображенский монастырь, и возведённая по образу разрушенной старинной мечети Кул-Шариф. На берегах Волги можно увидеть духовный центр мусульман — Булгар и православный Свияжский Богородице-Успенский монастырь, признанный объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
Башня Сююмбике
В татарской столице у стен Казанского кремля находится семиярусная башня Сююмбике. Это одна из «падающих» башен России. Подобно известной Пизанской колокольне она отклонилась от своей вертикальной оси почти на 2 метра. В XX веке ее основание укрепили, и падение остановилось.
Одна из легенд гласит, что здание построил Иван Грозный по просьбе татарской царицы Сююмбике. Когда башню достроили, правительница Казани сбросилась с самого верхнего яруса.
Кто на самом деле построил башню — неизвестно, поскольку все документы сгорели в московском архиве в 1701 году. Исследователи предполагают, что сооружение возникло в XVII — начале XVIII века. Сначала его использовали как дозорную вышку: с верхнего яруса местность просматривалась на 50 км вдаль. Затем здание служило проездной башней-воротами, а позже — минаретом для мусульман.
В XIX веке у основания башни учёные нашли монеты времён правления Михаила Фёдоровича — первого царя из рода Романовых. А в ХХ веке здесь обнаружили остатки древней мечети и ханских усыпальниц, обломки надгробий, а также захоронение первых казанских ханов Махмуда и Мухаммада-Эмина. Раскопки продолжаются и в наши дни.
Историко-архитектурный комплекс «Казанский кремль»
История Казанского кремля начинается с древних сооружений булгар — народов, которые жили в этих местах в X-XI веках. Тогда для защиты северной границы Волжской Булгарии здесь возвели крепость, на холме, с трех сторон окруженном водами Волги и Казанки. Внутри крепости находился ханский дворец и несколько мечетей. Во времена Золотой Орды Волжская Булгария пала, и монголо-татарские ханы сделали Казань столицей завоеванных земель, а Казанский кремль стал резиденцией их наместников.
Каменные стены здесь появились уже в XVI веке, когда Казанский кремль стал входить в состав России. Предположительно их возвели псковские зодчие по приказу Ивана Грозного. Над стенами возвышались 13 сторожевых башен, внешне все они походили на псковские сооружения. К главной — Спасской — башне с внутренней стороны примыкала надвратная церковь, позже на руинах старых мечетей возвели Благовещенскую церковь и храмы Спасо-Преображенского монастыря. В XVIII веке кремль выдержал осаду войсками Емельяна Пугачёва. В течение двух дней восставшие обстреливали крепость из пушек, но так и не смогли взять её.
Ансамбль Казанского кремля полностью сформировался к концу XIX века. К этому времени здесь построили дом коменданта крепости, казармы, гауптвахту и деревянные сооружения для хранения провизии, а при участии столичного архитектора Константина Тона — каменный дворец для генерал-губернатора.
После революции в Казанском кремле разрушили колокольни и соборный храм. Реконструировать кремль начали в 1990-х годах — здания восстановили по старинным рисункам и чертежам. Тогда же заложили новую мечеть по образу многоминаретного молельного комплекса, который разрушили войска Ивана Грозного при штурме Казани в 1552 году. В 2000 году Казанский кремль вошёл в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО.
Архитектурно-исторический комплекс «Булгар»
В Татарстане находится комплекс древних сооружений «Булгар». Люди селились здесь ещё с IX века, в наши дни можно увидеть остатки крепостного рва и валов. В домонгольское время Булгар был крупным торговым центром в Поволжье. Город уничтожали трижды: хан Батый в XIII веке, через столетие — хан Тимур и Фёдор Пёстрый, а в 1431 году — воевода Василия Тёмного. Однако каждый раз город восстанавливали.
В разные годы здесь строили и мусульманские, и православные сооружения. В XIV веке возвели соборную мечеть, а в 1712 году — церковь Успения Пресвятой Богородицы. Позже здесь возник православный монастырь. До наших дней сохранился Северный мавзолей с древними надписями на арабском и булгарском языках, Восточный мавзолей, который в разные годы был то мечетью, то православным храмом. Здесь же можно увидеть здание суда и бани XIV века, а также руины ханского дворца. Булгар считается священным для мусульман, путешествие в эти месте приравниваются в малому хаджу — паломничеству.
Мечеть Кул-Шариф
Мечеть Кул-Шариф — главная мечеть республики Татарстан, названная так в честь потомка пророка Мухаммеда, который возглавлял оборону Казани и погиб.
Её открыли в 2005 году. В основу проекта лег образ старинной мечети, которую разрушили войска Ивана Грозного во время штурма Казани. По преданию, очертания старинного молельного комплекса повторили в облике храма Василия Блаженного в Москве: у зданий одинаковое основание, а главный купол окружают 8 главок разной высоты.
Оформили мечеть в цветах утраченной Аль-Кабир в Болгаре — крышу покрыли бирюзовыми пластинами, а стены отделали белым мрамором. При особом освещении этот редкий вид мрамора даёт благородный розовый оттенок. Главный купол исполнили в форме царской короны — Казанской шапки, — которую изготовили в честь взятия Казани.
В мечети располагается Музей ислама, где хранят старинный рукописный Коран, мусульманские учебники разных лет, мусульманские одежды и подшивки дореволюционных изданий, в том числе женский журнал «Сююмбике».
Храм всех религий
В посёлке Старое Аракчино находится необычное здание — Храм всех религий. Его создал казанский архитектор Ильдар Ханов. Он заложил сооружение в 1994 году, а строительство некоторых блоков продолжается до сих пор.
Храм всех религий венчают 16 куполов — по количеству основный конфессий мира. Во внешнем облике здания можно увидеть стрельчатые витражные окна на манер католических храмов, главки, увенчанные крестами и полумесяцами. Ниши и пояса отделаны мозаичной композицией, в которой можно разглядеть мусульманские растительные орнаменты и фантазийных иноземных животных, масонское всевидящее око и символ иудаизма — семисвечник менору.
Внутри здания службы не идут: это прежде всего культурный комплекс. Внутри открыты выставочные пространства с экспозициями, посвящёнными разным верованиям и цивилизациям: тибетский и египетский залы, зал Будды и даже инопланетного разума.
Комплекс исторических зданий в Свияжске
Город Свияжск в Татарстане основал царь Иван Грозный в 1551 году. Он служил военной базой для штурма Казани. Крепость Свияжска собрали сначала в Угличе, на строительство шли в том числе брёвна из оград монастырей. Затем всю постройку разобрали, сплавили по реке и собрали уже на новом месте.
После взятия Казани Свияжск утратил функцию крепости. Здесь появились церкви, торговые ряды, ремесленные мастерские. Возникли монастырские поселения, разрослись сельскохозяйственные угодья. До XX века город оставался православным центром Поволжья.
После революции свияжские храмы закрыли, в монастырских зданиях разместили психиатричесие больницы и тюрьмы. Когда строили Тольяттинскую ГЭС, воды Волги затопили окрестности — Свияжск стал островом. Жизнь здесь угасла и он потерял статус города. Однако здесь сохранились старинные здания, в том числе самая древняя в Поволжье церковь — храм Святой Троицы, который заложен в год основания крепости.
Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь
Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь основал в 1555 году потомок смоленских князей, архимандрит Герман. Вскоре обитель стала одной из самых богатых в казанских землях — ей принадлежали 50 сёл и деревень. И через несколько веков, после указа Екатерины II о монастырских рангах, Успенский монастырь зачислили в высший, первый класс. Таким он оставался вплоть до XIX века, когда обитель стала приходить в упадок. После революции монастырь закрыли и здесь разместили колонию для несовершеннолетних.
Сегодня на территории обители можно увидеть Никольскую церковь — самое древнее каменное здание Свияжска. Её колокольня поднимается на высоту 43 метра, а внутри сохранились фрагменты старинных фресок. В Успенском соборе росписи стен сохранились почти полностью — более 1000 квадратных метров фресок второй половины XVI — начала XVII столетия. На территории монастыря находится и самый крупный православный храм Татарстана — Собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в византийском стиле с большим центральным куполом. Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь признан объектом культурного наследия ЮНЕСКО.
Автор: Лидия Туляганова