Особое место в русском национальном костюме занимали головные уборы, которые в исторических документах называются «рогатыя кички».
Название «кика», или «кичка», как предполагают исследователи, произошло от старославянского «кыка» — «волосы». В болгарском и хорватском языках «кика» также означала
косу или чуб. Со временем такое имя получили и женские головные уборы.
Крой кички отличался твердой налобной частью с особым возвышением. В разное время и в разных регионах возвышение выполняли в виде копытца или лопатки, но самой древней считается форма с рогами.
Рогатые кички были особенно популярны на юге
Руси. Их твердую основу делали из разных материалов: в ход шли дерево,
береста, валики с соломой, плотно простеганный холст, а также луб — внутренняя часть коры. В итоге рожки могли быть либо совсем небольшими, либо весьма внушительными — до 20−30 сантиметров. Их обшивали тканью.
Историк Кирилл Бабаев отмечает, что другие формы кичек родились из рогатой: смотрящие в стороны острые углы у «копытца» и «лопатки», скорее всего, остались как след былых рогов.
Кичка была обязана закрывать всю
прическу. В старину считалось, что замужняя женщина не должна показывать посторонним свои волосы. Как только статус девицы менялся на «мужатую», то есть замужнюю, открытая коса становилась неприемлемой.
Кичка всегда была обильно украшена: ее великолепие должно было затмить красоту естественной прически. Чем наряднее был убор, тем больший почет получала его обладательница. Жемчуг, бисер, золотное шитье — все это отражало высокий социальный статус хозяйки.
О красивой кичке мечтала Бобылиха в пьесе
Александра Островского «Снегурочка». Она уговаривала девушку выбрать богатого жениха и причитала: