КАК ПОЯВИЛАСЬ ТРАДИЦИЯ КРИЧАТЬ МОЛОДОЖЕНАМ «ГОРЬКО!»?

Отвечает Екатерина Гудкова, филолог, автор портала «Культура.РФ»
КАК ПОЯВИЛАСЬ ТРАДИЦИЯ КРИЧАТЬ МОЛОДОЖЕНАМ «ГОРЬКО!»?
Отвечает Екатерина Гудкова, филолог, автор портала «Культура.РФ»
Комплекс брачных обрядов у славян был чрезвычайно сложным. Этнолингвистический словарь «Славянские древности» рассказывает:
Сначала меняются правила поведения для девушки или парня по достижении ими брачного возраста. Затем начинают действовать запреты для невесты — начиная со сватовства: происходит закрывание ей лица после сговора, распускание ей волос перед днем свадьбы. Далее следует переезд невесты из своего дома к жениху как преодоление пространственной границы. В заключительной фазе перехода, заканчивающейся рождением ребенка, ритуально устанавливаются новые социальные связи новобрачных взамен утраченных: невеста начинает носить женскую прическу и головные уборы, принимается в круг замужних женщин, включается в хозяйственную жизнь в семье мужа.
Этнолингвистический словарь «Славянские древности»
Сама свадьба могла длиться от двух до десяти дней. Главное застолье — «княжий пир» — проходило в доме жениха после венчания. В некоторых регионах молодых сажали за отдельный стол. Так, в Тверской области стол жениха и невесты устанавливали под матицей — основной балкой, на которой держалась крыша дома. Жених и невеста ели умеренно и преимущественно ритуальную пищу (кашу, квас, рыбный пирог или курник). Сам пир для молодых был не обедом и не увеселением, а своего рода магическим действом для привлечения богатой и счастливой жизни. Каждый эпизод этого застолья имел сакральный смысл.

В Польше на свадебном пиру, требуя, чтобы молодые поцеловались, восклицали: «Горькая капуста!» или «Горький борщ!». В Болгарии гости кричали, что «вино горчит», чтобы невеста поцеловала жениха. Правда, болгарский обычай относился не к свадьбе, а к обручению. На Дону «посладить дорожку молодым» означало «выпить за счастье молодых в тот момент, когда те едут в церковь венчаться». В большинстве центральных регионов России «подсладить», «сластить», «солодить» говорили о молодоженах, которые должны были поцеловаться в ответ на возглас «Горько!». «Горько, приговаривают за свадебным столом, о вине, подсластить надо, и молодые должны поцеловаться», — писал в XIX веке собиратель русского фольклора Владимир Даль.

Некоторые исследователи связывают этот обычай со словом «горка» и катанием «новоженов» с ледяной горы на Масленицу. Другие считают, что возглас «Горько!» описывал страдания невесты, входящей в чужую, враждебно к ней настроенную семью. Языковеды установили, что слова «горько» и «гора» никак не связаны. А вот «горе» и «горький» имеют общее происхождение — от глагола «гореть».

Накануне свадьбы, еще в родительском доме, невеста оплакивала свою девичью свободу. Прощание с родными и подругами превращалось в скорбный ритуал, символическую смерть. Но к моменту свадебного пира, на котором и принято было «сластить вино», невеста как бы рождалась в новом качестве. Этот этап отмечался всеобщим весельем — как воспринималось всякое рождение. Понятие «горький» на пиру выступало в паре с противоположным — «сладкий».

По мнению специалистов, сладкое у славян «связано с сексуальными отношениями, символизирует любовь и брак». Отсюда произошли слова «сластолюбие» и «сладострастие». На Руси в период ухаживаний жених непременно дарил невесте сладости. В наше время похожее явление называется «конфетно-букетным периодом». На русских свадьбах по сей день символический «выкуп» за невесту платят деньгами, вином и сладостями.
В Тверской области приехавших от венца молодых кормили медом, чтобы жизнь сладкая была. Сладкое выступает в этих случаях в основном как символ добрых отношений в семье, согласия, симпатии, любви и счастливого брака… …Сладкому на свадьбе противопоставлено горькое. <…> Как печаль и горе сосватанной невесты сменяется на свадьбе весельем, так и горькому на смену приходит сладкое. Этот переход ярче всего выражается возгласом «Горько!», которым молодых на свадьбе заставляют целоваться.
Александр Гура, «Брак и свадьба в славянской народной культуре: семантика и символика»
Таким образом, поцелуи на свадебном пиру были необходимы, чтобы привлечь любовь и «сладость» в брак. Крики «Вино горчит!», «Масло прогоркло!» или просто «Горько!» были поводом для поцелуев и в то же время символизировали переход от «горького» к «сладкому» — от символической смерти девушки к рождению замужней женщины.
Комплекс брачных обрядов у славян был чрезвычайно сложным. Этнолингвистический словарь «Славянские древности» рассказывает:


«Сначала меняются правила поведения для девушки или парня по достижении ими брачного возраста. Затем начинают действовать запреты для невесты — начиная со сватовства: происходит закрывание ей лица после сговора, распускание ей волос перед днем свадьбы. Далее следует переезд невесты из своего дома к жениху как преодоление пространственной границы. В заключительной фазе перехода, заканчивающейся рождением ребенка, ритуально устанавливаются новые социальные связи новобрачных взамен утраченных: невеста начинает носить женскую прическу и головные уборы, принимается в круг замужних женщин, включается в хозяйственную жизнь в семье мужа».
Этнолингвистический словарь «Славянские древности»


Сама свадьба могла длиться от двух до десяти дней. Главное застолье — «княжий пир» — проходило в доме жениха после венчания. В некоторых регионах молодых сажали за отдельный стол. Так, в Тверской области стол жениха и невесты устанавливали под матицей — основной балкой, на которой держалась крыша дома. Жених и невеста ели умеренно и преимущественно ритуальную пищу (кашу, квас, рыбный пирог или курник). Сам пир для молодых был не обедом и не увеселением, а своего рода магическим действом для привлечения богатой и счастливой жизни. Каждый эпизод этого застолья имел сакральный смысл.

В Польше на свадебном пиру, требуя, чтобы молодые поцеловались, восклицали: «Горькая капуста!» или «Горький борщ!». В Болгарии гости кричали, что «вино горчит», чтобы невеста поцеловала жениха. Правда, болгарский обычай относился не к свадьбе, а к обручению. На Дону «посладить дорожку молодым» означало «выпить за счастье молодых в тот момент, когда те едут в церковь венчаться». В большинстве центральных регионов России «подсладить», «сластить», «солодить» говорили о молодоженах, которые должны были поцеловаться в ответ на возглас «Горько!». «Горько, приговаривают за свадебным столом, о вине, подсластить надо, и молодые должны поцеловаться», — писал в XIX веке собиратель русского фольклора Владимир Даль.

Некоторые исследователи связывают этот обычай со словом «горка» и катанием «новоженов» с ледяной горы на Масленицу. Другие считают, что возглас «Горько!» описывал страдания невесты, входящей в чужую, враждебно к ней настроенную семью. Языковеды установили, что слова «горько» и «гора» никак не связаны. А вот «горе» и «горький» имеют общее происхождение — от глагола «гореть».

Накануне свадьбы, еще в родительском доме, невеста оплакивала свою девичью свободу. Прощание с родными и подругами превращалось в скорбный ритуал, символическую смерть. Но к моменту свадебного пира, на котором и принято было «сластить вино», невеста как бы рождалась в новом качестве. Этот этап отмечался всеобщим весельем — как воспринималось всякое рождение. Понятие «горький» на пиру выступало в паре с противоположным — «сладкий».

По мнению специалистов, сладкое у славян «связано с сексуальными отношениями, символизирует любовь и брак». Отсюда произошли слова «сластолюбие» и «сладострастие». На Руси в период ухаживаний жених непременно дарил невесте сладости. В наше время похожее явление называется «конфетно-букетным периодом». На русских свадьбах по сей день символический «выкуп» за невесту платят деньгами, вином и сладостями.


«В Тверской области приехавших от венца молодых кормили медом, чтобы жизнь сладкая была. Сладкое выступает в этих случаях в основном как символ добрых отношений в семье, согласия, симпатии, любви и счастливого брака… …Сладкому на свадьбе противопоставлено горькое. <…> Как печаль и горе сосватанной невесты сменяется на свадьбе весельем, так и горькому на смену приходит сладкое. Этот переход ярче всего выражается возгласом «Горько!», которым молодых на свадьбе заставляют целоваться».
Александр Гура, «Брак и свадьба в славянской народной культуре: семантика и символика»


Таким образом, поцелуи на свадебном пиру были необходимы, чтобы привлечь любовь и «сладость» в брак. Крики «Вино горчит!», «Масло прогоркло!» или просто «Горько!» были поводом для поцелуев и в то же время символизировали переход от «горького» к «сладкому» — от символической смерти девушки к рождению замужней женщины.
Материалы по теме