Само слово «миф» — древнегреческое и переводится как «сказание» или «предание».
Ученым доподлинно неизвестно, когда и где появились первые мифы. Однако они установили, что мифологии начали формироваться еще в первобытном обществе.
Древние люди не понимали, как устроен мир и от чего зависит их судьба, и создавали разные истории, чтобы объяснить это.
Эксперты разделяют древние мифы на несколько групп. Так, к этиологическим мифам причисляют сюжеты о появлении предметов или явлений. Например, о
животных и растениях, солнце и дожде или даже о профессиях. К этой категории относится древнегреческий миф об Арахне, которая была талантливой ткачихой, пока Афина не превратила ее в паука, обреченного вечно прясть паутину.
Космогонические мифы рассказывают о
происхождении мира и его устройстве. Во многих древних мифологиях мир держится на некой «мировой оси»: например, на мировом древе Иггдрасиль, как в германо-скандинавских мифах, или на горе Олимп, которую обожествляли древние греки.
Существуют и антропогонические мифы, посвященные
появлению первых людей. В ряде мифологий боги сотворяют людей из деревьев. Например, Один оживил ясень и иву, нарекши их Аск и Эмбля. В других мифах боги создают людей из глины: у древних греков это сделал Прометей по указу Зевса.
В древние времена у
славян была развитая мифология, однако в наши дни о ней известно очень мало. После крещения
Руси все связанное с язычеством последовательно уничтожалось. Множество мифов было утрачено, поэтому реконструировать картину мира славян ученые могут лишь приблизительно. Так, исследователи предполагают, что в славянской мифологии «мировой осью» было дерево Вырий, или Ирий. В его кроне жили божества и птицы, ствол олицетворял человеческий мир, а корни — подземное царство.
Пантеон славянских
языческих богов также известен не полностью. Ученые выделяют Перуна — бога-громовержца, Велеса — «скотьего бога», Даждьбога — бога солнца. Гораздо лучше сохранились мифологические образы в
сказках: это
Баба-яга,
Кощей,
домовой,
леший и другие.