ЛИРИ́ЧЕСКАЯ ÓПЕРА

ЛИРИ́ЧЕСКАЯ ÓПЕРА
Лирическая опера — это жанр оперного искусства, который возник во Франции в середине XIX века. Для него были характерны внимание к внутреннему миру, чувствам и переживаниям героев, описание повседневных проблем, близких и понятных слушателям, иногда — народные, фольклорные мотивы в музыке.
Появление лирической оперы связано с кризисом романтизма. В середине XIX века утратил ведущую роль сложный и серьезный жанр большой оперы, который затрагивал эпические и героические темы и опирался в основном на сюжеты Античности, Средневековья и Нового времени. В искусстве того времени постепенно нарастал интерес к реализму, жанрово-бытовым зарисовкам, повседневным проблемам и чувствам, знакомым и свойственным обычному человеку.

Лирическая опера не придерживалась классических канонов: в ней не соблюдалась пятиактная структура, часто отсутствовал крупный хореографический фрагмент, который для большой оперы считался обязательным. Музыку для нового жанра писали сравнительно простую, зрители легче ее воспринимали и запоминали. Важную роль играли песня, марш, танцевальные мотивы.

Основоположником жанра лирической оперы исследователи считают Шарля Гуно. Самыми известными его произведениями стали «Фауст» по одноименной трагедии Иоганна Вольфганга Гёте и «Ромео и Джульетта» по трагедии Уильяма Шекспира. В этом направлении работали и Жорж Бизе над операми «Кармен» и «Искатели жемчуга», Жюль Массне над оперой «Таис» и лирической драмой «Вертер» по мотивам романа Гёте «Страдания юного Вертера».

Со временем тенденции французской лирической оперы проникли и в русское искусство. Одним из первых отечественных композиторов, работавших в этом жанре, стал Александр Даргомыжский. В 1855 году он завершил первую в России психологическую бытовую музыкальную драму — оперу «Русалка» по мотивам неоконченного произведения Александра Пушкина. В основу лег народный сюжет о девушке-утопленнице, которая погибла из-за несчастной любви и стала русалкой, а затем отомстила неверному возлюбленному. Недостающие сцены композитор сочинил сам.

Много работал в жанре лирической оперы Петр Чайковский. Он писал:
Мне нужны люди, а не куклы; я охотно примусь за всякую оперу, где хоть и нет сильных неожиданных эффектов, но существа, подобные мне, испытывают ощущения, мною также испытанные и понимаемые.
В этом жанре Чайковский создал драму «Чародейка» и одноактную оперу «Иоланта», а еще перенес на оперную сцену роман в стихах «Евгений Онегин» и назвал его «лирическими картинами».
Портал «Культура.РФ» благодарит организаторов Большого летнего музыкального фестиваля «Сириус»
за помощь в подготовке материала.

Материалы по теме