Арт и факт

10 удивительных экспонатов главного музея Ямала
Скульптура «Снежный человек»

Минсалим Валиахметович Тимергезеев — мастер резьбы по кости. Член Союза художников СССР. Арт-директор мастерской «Минсалим», организованной им в 1991 году.

В скульптурных работах мастера отражаются мифы и легенды Севера. Они повествуют о различном восприятии человеком окружающего мира. Предмет подарен в фонды музея губернатором ЯНАО Дмитрием Кобылкиным в 2012 году.
Скульптура «Снежный человек»
Автор: М.В. Тимиргазеев. 2012. Рог лося, цевка, леска
Резьба, монтирование. 42,0 × 23,0 × 10,5 см
ЯНМ-16 743
Машинка печатная Орtima
Германская Демократическая Республика.1950–60-е
Металл, пластик, резина. 22,0 × 43,0 × 63,0 см
ОМК-87
Машинка печатная Орtima

Печатная механическая машинка была передана Ямало-Ненецким окружным комитетом КПСС в безвозмездное пользование Леониду Лапцую в 1980 году. Использовалась дома в работе над статьями для газеты «Нярьяна Нгэрм» и при создании собственных произведений.
Машинка печатная Орtima

Печатная механическая машинка была передана Ямало-Ненецким окружным комитетом КПСС в безвозмездное пользование Леониду Лапцую в 1980 году. Использовалась дома в работе над статьями для газеты «Нярьяна Нгэрм» и при создании собственных произведений.
Машинка печатная Орtima
Германская Демократическая Республика.1950–60-е
Металл, пластик, резина. 22,0 × 43,0 × 63,0 см
ОМК-87
Кукла в красном сукне с личиной-блюдцем

Была приобретена музеем в 2001 году в составе комплекса ритуальных предметов народа ханты. Предположительно, является изображением Калтась-Эквы — верховной богини народов ханты и манси. В образе «золотой женщины» — Сорни Най — она почитается как защитница от болезней и помощница в рождении детей. По преданиям, когда золотая Калтась распускает свои волосы, «они развеваются, как семикратная Обь вместе с устьем, из кос расходится дневной свет, и в них возникает лунный свет». В песне манси говорится, что по одной из кос Калтась «поднимается живой соболь, по другой спускается бобр».
Кукла в красном сукне с личиной-блюдцем
Тюменская обл., Ямало-Ненецкий автономный округ, Приуральский р-он, пос. Зеленый Яр. Конец ХIХ — начало ХХ века. Этнос: ханты
Ткань, серебро, бисер, шерсть, алюминий. Штамповка
42,0 × 10,5 см
ЯНМ-12 503
Киянка
СССР. Середина ХХ века
Дерево. 27,5 × 14,5 × 6,0 см
НВФ-1524
Киянка

Киянка изготовлена заключенными, работающими на строительстве трансполярной магистрали (ж/д «Чум — Салехард — Игарка»), известном как «Строительство № 501». Строительство осуществлялось под руководством Главного управления лагерей железнодорожного строительства МВД СССР в 1947—1953 годах.
Киянка

Киянка изготовлена заключенными, работающими на строительстве трансполярной магистрали (ж/д «Чум — Салехард — Игарка»), известном как «Строительство № 501». Строительство осуществлялось под руководством Главного управления лагерей железнодорожного строительства МВД СССР в 1947—1953 годах.
Киянка
СССР. Середина ХХ века
Дерево. 27,5 × 14,5 × 6,0 см
НВФ-1524
Голова мумифицированная. Морж атлантический

Один из первых экспонатов музея. Предположительно, являлся предметом интерьера купеческого дома Августы Вячеславовны Бронниковой, проживавшей в Обдорске. Особый интерес представляет техника изготовления: голова моржа была просолена, пропитана жиром и высушена. В письменных источниках того времени среди товаров, которые привозили зыряне на Обдорскую ярмарку, упоминаются ремни, сделанные из кожи морского зайца и моржа. Не исключено, что в конце XIX — начале ХХ века голова моржа могла быть приобретена на Обдорской ярмарке, а впоследствии из нее было изготовлено настенное панно.
Голова мумифицированная. Морж атлантический
Начало ХХ века
Мумификация. 31 × 28 × 20 см
ЯНМ-252, ЕН-103
Образец минерала. Агат
Полярный Урал. Месторождение Ягодное. 1996 год
Камень, шлифовка. 16,0 × 7,0 × 4,5 см
ЯНМ-11 646/191, ЕН-531
Образец минерала. Агат

Коллекция агатов в количестве 200 образцов с месторождения «Ягодное» собрана и обработана старшим научным сотрудником Уральского геологического музея В. В. Григорьевым. В 1996 году и передана в МВК в 1997 году для подготовки экспозиции к 300-летию Горно-геологической службы России и 70-летию ЯНАО.

Исследователями проявления Ягодное выделяются следующие разновидности агатов: бесцветные сапфирины (голубовато-фиолетовые), карнеолы (красные), сердолики (буровато-желтые), сардеры (красновато- и темнобурые), черные халцедоны, церагаты (ярко-желтые).
Образец минерала. Агат

Коллекция агатов в количестве 200 образцов с месторождения «Ягодное» собрана и обработана старшим научным сотрудником Уральского геологического музея В. В. Григорьевым. В 1996 году и передана в МВК в 1997 году для подготовки экспозиции к 300-летию Горно-геологической службы России и 70-летию ЯНАО.

Исследователями проявления Ягодное выделяются следующие разновидности агатов: бесцветные сапфирины (голубовато-фиолетовые), карнеолы (красные), сердолики (буровато-желтые), сардеры (красновато- и темнобурые), черные халцедоны, церагаты (ярко-желтые).
Образец минерала. Агат
Полярный Урал. Месторождение Ягодное. 1996 год
Камень, шлифовка. 16,0 × 7,0 × 4,5 см
ЯНМ-11 646/191, ЕН-531
Бляха с изображением северного оленя

Поступила в начале 1970-х годов.

Бляха округлой формы с насечкой по краю. Стилизованные изображения северного оленя и расположенных под ним двух фантастических животных выполнены в «скелетном» или «рентгеновском» стиле, с показом позвоночника, ребер, внутренних органов.

Подобный стиль оформления антропозооморфной металлопластики был особенно характерен для предшествующего периода раннего железа, и сохранение его в средневековую эпоху отражает преемственность в развитии западносибирского художественного литья.
Бляха с изображением северного оленя
Западная Сибирь. IX–XII века
Серебро; литье, полировка. Диаметр 12,3 см
ЯНМ-99
Сумка для рукоделия с игольником
Середина ХХ века. Этнос: ненцы
Кожа, металлы и сплавы, ровдуга, сухожильные нити; крой, шитье
34,0 × 30,0 см; 6,4 × 6,0 см (игольник)
ЯНМ-11 386
Сумка для рукоделия с игольником

Из старых поступлений музея.

Традиционная сумка северных народов для хранения предметов рукоделия (по-ненецки туча). Сумки северных народов обычно украшаются меховой или суконной мозаикой, а также металлическими предметами, призванными защитить владелицу сумки от злых сил.
Сумка для рукоделия с игольником

Из старых поступлений музея.

Традиционная сумка северных народов для хранения предметов рукоделия (по-ненецки туча). Сумки северных народов обычно украшаются меховой или суконной мозаикой, а также металлическими предметами, призванными защитить владелицу сумки от злых сил.
Сумка для рукоделия с игольником
Середина ХХ века. Этнос: ненцы
Кожа, металлы и сплавы, ровдуга, сухожильные нити; крой, шитье
34,0 × 30,0 см; 6,4 × 6,0 см (игольник)
ЯНМ-11 386
Личина антропоморфная

Найдена на городище-святилище Усть-Полуй в 2015 году. Автор раскопок А. В. Гусев.

Личина отличается оригинальностью, аналогии ей в синхронных Усть-Полую памятниках прослеживаются лишь по отдельным иконографическим признакам, однако полных соответствий неизвестно.
Личина антропоморфная
Нижнее Приобье. I век до н. э. — I век н. э.
Бронза; литье. 8,3 × 4,3 × 1,0 см
ЯНМ-17 640/402
Бубен шаманский
Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноселькупский район, поселок Толька. Середина XX века. Этнос: селькупы
Кожа, дерево, металл, жесть, ткань, выделка, резьба; роспись, монтирование
11,2 × 47,0 см
ЯНМ-16 955
Бубен шаманский

Нунга (отят нунга), в переводе «небесный бубен», «олений бубен», был приобретен музеем у А. С. Кулиша в 2014 году. Принадлежал Александру Никитичу Баякину, селькупскому шаману Сора Иры, что в переводе означает «богатый, знатный».

Одним из важнейших атрибутов шамана является его бубен, музыкальный ударный инструмент, который соединяет в себе самые разные символические значения, отражающие сложные религиозные представления северных народов. Бубен — атрибут только посвященного шамана. Посвящение в шаманы продолжалось около 20 лет. Бубен изготавливался из особого дерева, для обтяжки бубна использовалась шкура дикого оленя-самца.
Бубен шаманский

Нунга (отят нунга), в переводе «небесный бубен», «олений бубен», был приобретен музеем у А. С. Кулиша в 2014 году. Принадлежал Александру Никитичу Баякину, селькупскому шаману Сора Иры, что в переводе означает «богатый, знатный».

Одним из важнейших атрибутов шамана является его бубен, музыкальный ударный инструмент, который соединяет в себе самые разные символические значения, отражающие сложные религиозные представления северных народов. Бубен — атрибут только посвященного шамана. Посвящение в шаманы продолжалось около 20 лет. Бубен изготавливался из особого дерева, для обтяжки бубна использовалась шкура дикого оленя-самца.
Бубен шаманский
Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноселькупский район, поселок Толька. Середина XX века. Этнос: селькупы
Кожа, дерево, металл, жесть, ткань, выделка, резьба; роспись, монтирование
11,2 × 47,0 см
ЯНМ-16 955