Староладожский Успенский женский монастырь в Старой Ладоге, Ленинградской обл.
Сначала монастырь был мужским, затем обитель была преобразована в женскую. На ее территории, огражденной кирпичной стеной, можно насчитать десяток деревянных и каменных построек. Большинство строений, дошедших до настоящего времени, датируется XIX веком: это кирпичная ограда с четырьмя башнями и тремя воротами, трапезная, больничный корпус, экипажный сарай, келейный дом, прачечная, корпуса для монахинь. Больничное строение и домовой Крестовоздвиженский храм были построены по проектам знаменитого архитектора А.М. Горностаева в 1861–1862 годах.
Центральной достопримечательностью Успенского монастыря является Успенский храм. Эта самая северная из церквей домонгольского периода Древней Руси была построена примерно в 1156 году на земле, бывшей когда-то во владении святой преподобной Анны Новгородской. По одной из легенд, именно по ее воле и был основан Свято-Успенский монастырь. Здание собора полностью сохранилось. Оно имеет длину 18 метров, ширину — 14 метров, а высоту — более 19 метров. Собор мог вместить не один десяток посетителей. Стены храма расписаны, однако, роспись сохранилась плохо. Реставраторами найдены обломки фресок не только в самом соборе, но и на территории обители. Сегодня обнаружено около 13000 фрагментов стенописи, что составляет почти 35 кв. м. Успенский собор построили новгородские мастера, которые создали архитектурный шедевр, объединивший вокруг себя все строения Успенского монастыря.
В переписных книгах, датировавшихся 1499–1500 годами, имеется описание Богородицкого Пречистого монастыря из Ладоги, владевшего многочисленными землями и деревнями. В 11-ом году XVII века монастырь разорили шведские войска. Но спустя 6 лет старица Акилина собрала рассеявшихся сестер и начала его возрождение. В 1702 году, во время страшнейшего пожара в Ладоге, все постройки обители, за исключением сильно пострадавшего Успенского каменного храма, сгорели. В 1718 году Успенскому монастырю суждено было превратиться в пристанище высокой опальной супруги императора Петра I — царицы Евдокии Федоровны Лопухиной. Следом за ней в монастырь была сослана Евдокия Ганнибал. Потом, в годы царствования императора Николая I, сюда попали родственницы декабристов. Жертвователями женского монастыря были: знаменитый в России меценат Алексей Романович Томилов, усадьба которого с северной стороны примыкала к обители, граф Дмитрий Николаевич Шереметев, жена государя Александра II Мария Александровна и другие известные люди. В период с 1779 по 1822 годы настоятельницей монастыря была прославленная схиигуменья Евпраксия, являвшаяся одновременно и викарной Смольной обители.
В 1856–1895 годы монастырь находился под управлением игуменьи Дионисии. За время ее работы были построены многие каменные здания. В середине XIX столетия обитель приняла в свои стены известную поэтессу Елизавету Шахову (схимонахиня Елизавета). До революции в обители хранились две чудотворные иконы: великомученицы Варвары и Успения Божией Матери. При монастыре работала школа. Кладбище монастыря не сохранилось, последние уцелевшие захоронения были уничтожены при восстановлении Успенского храма. У его алтарной части была погребена игуменья Евпраксия, сейчас ее могила утрачена. С правой стороны от алтаря уцелело только надгробие на могиле игуменьи Дионисии (1799-1895), которая исполняла обязанности настоятельницы в монастыре почти 40 лет.
С 1917 года обитель возглавляла игуменья Порфирия. Помимо строений, возведенных в середине XIX века, на ее территории были деревянные и каменные келейные корпуса, пристань, гостиница для паломников, храм святого Алексея Человека Божия на монастырском кладбище, каменное здание для причта и часовня на Варяжской улице. В обители служило примерно 200 сестер.
В 1922 году монастырь упразднили.
В 2002 году древняя обитель была возвращена РПЦ. В 2003 году была организована сестринская община. В настоящее время монастырь — действующий, продолжает восстанавливаться.