Колыбельные томских чатов

Этнос: Сибирские татарыКонфессия: МусульманcтвоЯзык: сибирскотатарский, диалект томский
Колыбельная традиция в культуре томских чатов в настоящее время занимает одно из центральных мест, хотя является достаточно закрытой областью культуры. Колыбельные, оказывающие позитивное воздействие на регуляцию и нормализацию психофизиологических процессов ребенка, обычно исполняются только женщинами. Они поются для успокоения ребенка и его скорейшего засыпания.
Исполнители определяют колыбельные несколькими этническими терминами: бишек ер «колыбельная песня», баланы йоклату «ребенка укладывать», балам йокла «ребенок спи», балам «ребенок». Традиция колыбельных знакомит ребенка с интонационным миром своего этноса и непосредственно влияет на его подсознание, напрямую участвуя в формировании личности.

Колыбельная традиция в культуре томских чатов является активно функционирующей, хотя и достаточно закрытой областью культуры. Колыбельные обычно исполняются только женщинами для успокоения и скорейшего засыпания ребенка. Передача этой традиции происходит только внутри семьи.

Колыбельные определяются несколькими этническими названиями: бишек ер «колыбельная песня», баланы йоклату «ребенка укладывать», балам йокла «ребенок спи», балам «ребенок». Подобная пестрота наблюдается не только в терминологии, но и в устройстве поэтических текстов и напевов колыбельных.

В колыбельной традиции противопоставляются два типа укачиваний. Один из них определяется термином бишек ер (аудио 02, 03, 05). Его мелодическое и поэтическое устройство обнаруживает сходство с песенной традицией. Бишек ер исполняются на песенные типовые напевы строфической формы, используемые в уличных (урам ер), деревенских (аул ер) и коротких (кыска ер) песнях. Один из напевов колыбельных (аудио 05), относящихся к этому типу, характеризуется особой кантиленностью, протяжностью, широким звуковым диапазоном в сочетании с развитой орнаментикой. Другим колыбельным напевам (аудио 02, 03) присуща мелодическая простота, игривая манера исполнения.

Однако колыбельные могут исполняться не только на песенные напевы, но и на свои собственные. Кроме того, в их поэтических текстах обязательно должны присутствовать особые слова («ребенок», «колыбель», «усни», «укладываю»), связанные с их функцией, или звукоподражания птицам (например, журавлю).

В поэтических текстах чатских колыбельных никогда не называют детей по имени, оно заменяется различными ласковыми словами — былбылым (соловушка),йолдызым (звезда моя), карлығацым (моя ласточка) и др. А в качестве начальных в колыбельных часто используются поэтические строки, создающие общий эмоционально-психический настрой для лучшего восприятия ребенком информации об окружающем мире:

 

Йокла балам, йом күзең,

Йом, йом күзең йолдызым,

Кичтән йокыларың кала –

Елап үтәр көн озын.

 

Спи ребенок, закрой глазки,

Закрой, закрой глазки, звезда моя.

С вечера если не спать –

Плача пройдет весь день.

 

Әләләлү-бәләлү,

Йоклар идең кызым шул.

Бәләләлү-бәләлү,

Сандугачым, былбылым шул.

Кичә кайларда булдың –

Бөтен дөнья малын биреп,

Алырдый булдым.

 

Элелю-бэлелю,

Спала бы, доченька.

Бэлелю-бэлелю,

Соловушка, моя.

Вчера где была –

Все богатства мира отдав,

Взяла бы.

 

Со вторым типом колыбельных укачиваний связаны термины баланы йоклату «ребенка укладывать», балам йокла «ребенок спи» и балам «ребенок» (Аудио 06). Ими обозначаются колыбельные, состоящие только из звукосимволических «укачивающих» слов («бай, бай», «бәй, бәй», «әллү-бәллү») и поющиеся на импровизационные индивидуальные мелодии однострочной структуры (Аудио 01, 04, 06, 07).

Вместе с тем колыбельные баланы йоклату, как и бишек ер, могут исполняться на песенные типовые напевы, при этом их поэтический текст отличается особой организацией. Так, выделяется группа укачиваний с закрепленными названиями «Әллү-бәллү, бишеге» («Эллю-бэллю, колыбель»). Первая строка этих колыбельных обязательно начинается словами «Әллү-бәллү, бишеге», а ее последующие строки могут варьироваться. В таких колыбельных поется о радости матери по поводу появления на свет ребенка, а также о физиологических процессах, связанных со сном: 

Әллү-бәллү, бишеге,

Баламныкы бишеге.

Булмас иде бишеге,

Балам килмәсә дөньяга.

 

Эллю-бэллю, колыбель,

Ребенка моего колыбель.

Не было бы колыбели,

Ребенок мой, если б не появился на свет.

 

Әллү-бәллү, бишеге,

Бишегендә баласы.

Йоклап китсен бу балам,

Таң атканчы юк булсын.

Йоклап китсен бу балам,

Таң атканда утырыр.

 

Эллю-бэллю, колыбель,

В колыбели ребенок.

Пусть заснет этот ребенок,

До рассвета, чтоб пропал.

Пусть заснет этот ребенок,

На рассвете сядет.

Некоторые образцы укачиваний «Әллү-бәллү, бишеге» содержат нецензурную лексику. Причем старшее поколение исполняет такие тексты в спокойной сдержанной манере, характерной для всех укачиваний, а люди среднего возраста при этом посмеиваются.

В других укачиваниях баланы йоклату, поющихся на типовые напевы, первая строка обязательно должна содержать звукосимволические слова:

 

Әллү-бәллү, итәр бу ла,

Үсеп буйга җитәр бу.

Үсеп буйларга җиткәчтен –

Гыйлем булып китәр бу.

 

Эллю-бэллю, будет он,

Вырастет он.

Когда вырастет –

Ученым станет он. 

 

Предположительно в структуре колыбельных второго типа сохранились следы исчезнувшей сегодня домусульманской обрядовой скотоводческой традиции, косвенным подтверждением чему служат воспоминания исполнителей о том, что раньше старики пели специальные заговоры для успокоения самок домашних животных, вместо которых сегодня читаются мусульманские молитвы.

В настоящее время колыбельная традиция в культуре томских чатов занимает одно из центральных мест. Она знакомит ребенка с интонационным миром своего этноса и непосредственно воздействует на его подсознание, напрямую участвуя в формировании личности.  

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 «Баланы йоклату» («ребенка укладывать») в исполнении С.Д. Абзалимовой из с. Тахтамышево Томского р-на Томской обл.
00:00
Содержание
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна