Колыбельные хори-бурят
Для обозначения колыбельных используются три этнических термина: үлгын дуун («колыбельная песня»), буубэй и бай-бай, два последних основаны на непереводимых словах-символах, закрепленных за этим жанром. Каждый из этих терминов может быть применен к любой колыбельной. Многозначность колыбельных, связанная с широким кругом выполняемых ими культурных задач, обусловливает неоднородность этой жанровой группы, проявляющуюся в ее музыкально-поэтической организации.
Все хори-бурятские колыбельные состоят из строк, которые при исполнении отделяются дыхательными паузами и интонационным параллелизмом. При этом строки имеют разное словесное наполнение. Главным признаком жанра является обязательное наличие в колыбельных строк, основанных исключительно на словах-символах буубэй или бай-бай. Как правило, такие строки состоят из трех звукосимволических слов. Кроме того, используются строки, в которых эти слова-символы соединяются со смыслонесущими словом или словосочетанием — ласковым обращением к ребенку. Наконец, в колыбельных присутствуют поэтические смыслонесущие строки, по своему устройству не отличающиеся от песенных. Они могут образовывать в текстах колыбельных двух- или четырехстиховые единства, основанные на начальной рифме.
Перечисленные выше разновидности строк могут по-разному соединяться в текстах хори-бурятских укачиваний:
Ааярлоон, баярлоон,
Амбоо хуухэн унтыштаал, унтыштаал.
Аярлоон, баярлоон,
Жаахан буубэмнил унтыштаа, унтыштаа.
Заазай, заазай жаахан гу,
Жаахан буубэйл унтыштаа.
Баю, баю, баюхан.
Баахан хубуун унтыштаа.
Баю, баю, баюхан.
Залзай, залзай жаахан гу,
Жаахан хуугэн унтыштаа,
Баю, баю, баюхан.
Радостный, веселый,
Красивый малыш, засыпай, засыпай.
Радостный, веселый,
Маленький мой, засыпай, засыпай.
Маленький, маленький малыш,
Маленький малыш, засыпай.
Баю, баю, баюшки.
Маленький малыш засыпай.
Баю, баю, баюшки.
Маленький, маленький малыш,
Маленький малыш, засыпай.
Баю, баю, баюшки (Аудиопример 1).
Баю, баю, бубэйхэн,
Амтан мамаа хухыштаа.
Баю, баю, бубэйхэн,
Сэл мойhон харахан нюдэтэй,
Монсогор зоолэхэн нюдатэй,
Хоорхэн жаахан гуубэйхэн,
Унтыштаа, унтыштаа.
Баю, баю, баюхан
Баю, баю, маленький,
Вкусную матери грудь соси.
Баю, баю, баюшки,
С черемухово-черными глазами,
С круглыми нежными глазами,
Маленький смешной ребенок,
Спи, усни.
Баю, баю, баюшки (Аудиопример 2).
Баю, баю, баюхан,
Баабайн басаган бэрхэ даа.
Буубэй, буубэй, буубэйхэн,
Буубэйхэмнил бэрхэ даа.
Унтыш, унтыш, унтыш доо .
Унтахал сагни болоол даа.
Баю, баю, баюхан,
Баабайл эжын басагахан.
Буубэй, буубэй, буубэйхэн,
Буубэм яагаа бэрхэб даа.
Буубэй, буубэй, буубэйхэн,
Бубэм бэрхэхэн хубуухэн.
Баю, баю, баюшки,
Папина дочь молодчина.
Баю, баю, баюшки,
Моя дочь молодчина
Усни, усни, усни.
Пора спать пришла.
Баю, баю, баюшки,
Папина и мамина доченька.
Баю, баю, баюшки,
Моя доченька, какая молодчина.
Баю, баю, баюшки,
Моя доченька молодчина (Видеопример 1).
Могут быть и укачивания, целиком состоящие из звукосимволических строк (Аудиопример 3).
Колыбельные исполняются на напевы, характеризующиеся небольшим диапазоном и плавным мелодическим движением с редкими квартовыми скачками, образованными ходом через одну ступень. Однако эти ограничения компенсируются тем, что каждый звук в колыбельных является отдельным событием, смысл которого составляют тонкие изменения его высоты, образующие разные «узоры». В колыбельных могут использоваться и распевы слогов, чаще всего короткие, но иногда и довольно протяженные, включающие до пяти звуков.
Несмотря на наличие общих черт, напевы укачиваний существенно различаются, что, по-видимому, связано с их разными культурными функциями. В традиции выделяются по меньшей мере три типа напевов, которые обнаруживают связи с разными жанрами хори-бурятского музыкального фольклора.
Колыбельные напевы первого типа основаны на интонациях бурятских песен, чаще всего народных (Аудиопример 4), реже — авторских песен советского времени (Аудиопример 5). В поэтическом тексте таких колыбельных обязательно используются смыслонесущие строки, сходные с песенными. Они могут группироваться в четырехстиховые строфы, объединенные начальной рифмой и разного рода внутристиховыми аллитерациями-созвучиями.
Характерной чертой музыкальной организации таких колыбельных является выравнивание либо чередующихся мелострок, либо всех мелострок по времени звучания, как это происходит в песнях. Однако, в отличие от песен, в укачиваниях этой группы строфические единства ограничиваются двустишиями. Кроме того, музыкально-поэтические строки колыбельных могут соответствовать полустрокам типового песенного напева (Видеопример 1). В некоторых случаях музыкально-поэтическая строфа колыбельных может складываться из строк, заимствованных у разных типовых напевов (Аудиопример 6).
Колыбельные второго типа связаны с хори-бурятской обрядово-магической традицией поющихся скотоводческих заговоров. Тексты таких колыбельных импровизируются на индивидуализированные заговорные мелодии, вплоть до полного интонационного совпадения заговоров и укачиваний в репертуаре одного исполнителя (ср. Аудиопример 7 настоящей статьи и Аудиопример 2 из статьи Скотоводческие заговоры восточных бурят). Очевидно, такие колыбельные можно рассматривать как разновидность заговора, направленного на оберегание и успокоение ребенка. Музыкально-поэтические строки таких колыбельных могут быть разной длины, а композиция включать не только двустишия, но и строиться на основе повторения одной и той же мелостроки (Аудиопример 8).
Колыбельные третьего типа чрезвычайно трудно зафиксировать в настоящее время. Они связаны с практически угасшей традицией исполнения хори-бурятского эпоса үльгэр, предполагающей чередование прозаической или поэтической речи и түүрэлгэ − поющихся монологов персонажей сказания. Укачивание такого рода, спетое на напев түүрэлгэ из сказания «Хухэльдур-Мэргэн и его сын Хурзык-Тэзэ», записано от улигершина Р.Э. Эрдынеева (Аудиопример 1). Для эпической манеры исполнения характерны широкие зоны каждого из тонов звукоряда и импровизационность композиции, в которой чередуются близкие и далекие варианты одной и той же мелостроки.
Таким образом, напевы колыбельных связаны с различными фольклорными жанрами хори-бурятской музыкальной культуры — песнями, скотоводческими заговорами и эпосом. Как и эти жанры, укачивания поются в высокой позиции гортани, со слабой или средней назализацией. На отдельных звуках может встретиться глоттализация (кратковременное сближение или схлопывание голосовых связок) или вибрация. В то же время, в укачиваниях значительно снижается напряженность интонирования. Что касается текстов укачиваний разных видов, их строение, по-видимому, однотипно.
Помимо перечисленных у хори-бурят имеются колыбельные, по импровизационной природе своих напевов приближающиеся к заговорам, но не находящие прямых мелодических аналогий в заговорной традиции. Поэтому их можно выделить в самостоятельную жанровую группу. Мелодика таких колыбельных весьма разнообразна и включает как речитативные (Аудиопример 9), так и мелодически развитые напевы. В композиции таких укачиваний свободно чередуются близкие и далекие варианты одной мелостроки (Видеопример 2), две или три интонационно различные мелостроки (Видеопример 3). По времени звучания выравниваться могут все строки (Аудиопример 10) или только четные и нечетные строки (Видеопример 4). В некоторых случаях протяженность всех строк может быть различной (Аудиопример 3).
В настоящее время традиция колыбельных у хори-бурят сохраняет живое бытование на всей территории их проживания. Она решает не только прикладные, но и важные обрядовые и воспитательные задачи, естественно вводя ребенка в контекст родной культуры и обеспечивая бессознательное усвоение ее основополагающих интонационных норм.